Исследователи из университета штата Аризона (США) под руководством Клайва Уинна (Clive Wynne) проводят проект под названием «Собака Дарвина», направленный на сравнение поведения тысяч собак с данными диких животных. Ученые надеются понять, какие генетические мутации вызывают у собак психические и когнитивные расстройства, наподобие обсессивно-компульсивного синдрома или болезни Альцгеймера у людей. Об исследовании рассказывает Nature.

У швейцарского зенненхунда по кличке Эдди — собачий компульсивный синдром. Это психическое расстройство может заставлять собак часами преследовать свой хвост, навязчиво сосать свою игрушку или, как в случае с Эдди, грызть и лизать свою заднюю ногу до кровавых ран. Этот синдром мешает нормальному сну и еде, делая жизнь собак безрадостной.

Эдди, как и три тысячи других собак, принимает участие в проекте «Собака Дарвина». Ученые хотят увеличить к марту свою выборку до пяти тысяч животных и начать анализировать генетический материал. Собаки стали привлекательным объектом для подобного исследования в силу гомогенности генетического кода (по сравнению с людьми), а также своей близости с человеком в отличие от лабораторных мышей.

Подобные исследования проводились и раньше. Например генетик Элинор Карлссон (Elinor Karlsson) из медицинского университета штата Массачусетс (США) провела наблюдение компульсивного расстройства у 150 собак, которые особенно часто встречаются у доберманов-пинчеров. В результате она выделила четыре гена, которые, возможно, влияют на работу мозга в будущем.

Одновременно с анализом ДНК собак ученые опрашивают из хозяев по специальной анкете, включающей 130 вопросов. Вопросы должны быть корректным и конкретными, подчеркнули авторы проекта. Например, вопрос «Ваша собака обычно довольна жизнью?» может вызвать неоднозначные ответы. Оригинальные вопросы для анкеты были предложены кинологом Мардж Алонсо (Marjie Alonso), а также другими тренерами собак. Довольно легко добиться однозначного ответа, например, на вопрос: «Скрещивает ли ваша собака ноги, когда она ложится?».

Компульсивный синдром собак отличается от ОКР людей. Так, у собак он обычно проявляется только в одном характерном расстройстве поведения, в то время как у людей их может быть несколько. Но все же ученые надеются, что анализ генов наших четвероногих любимцев в их связи с расстройствами поведения поможет лучше понять аналогичные проблемы человека.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что собаки могут различать эмоции людей и своих сородичей.