Ученые из Каролинского (Швеция) и Оксфордского (Великобритания) университетов проанализировали 21566 историй мужчин, осужденных за сексуальное насилие в Швеции между 1973 и 2009 годом и сделали вывод, что по крайней мере в 40% случаев могла играть роль генетика. Результаты исследования будут полезны, чтобы установить возможных насильников и их раннее выявление в семьях. Исследование опубликовано онлайн в журнале International Journal of Epidemiology, а его краткий пересказ дает журнал Guardian.

Это исследование буквально взорвало интернет и СМИ. Из него следует, что генетические факторы сильнее ответственны за склонность к сексуальному насилию, чем факторы окружающей среды, в том числе воспитание. Авторы даже не исключают, что родственников-мужчин, у которых братья и отцы насильники, стоило бы превентивно полечить, чтобы снизить сексуальное влечение.

Со слов Николаса Лэнгстрема (Niklas Långström), профессора психиатрической эпидемиологии в Каролинском университете и ведущего автора статьи, которого цитирует Guardian, «это не значит, что сын или брат сексуальных насильников неизбежно такими же станут. И хотя сексуальные преступления в целом редки, семейный риск существует». Ученые подчеркивают, что речь не идет об установлении какого-то гена, ответственного за сексуальное насилие (добавим от себя, что для этого достаточно быть мужчиной, то есть иметь Y-хромосому. По статистике той же Швеции, только 1% женщин склонен к сексуальному насилию). Наоборот, играет роль сочетание генетических факторов, таких как контроль импульсивности, интеллект и сила сексуального влечения. Однако ранее ученые из того же Каролинского университета заявляли об обнаружении двух генов, часто встречавшихся у насильников. См. нашу статью «Обнаружены гены, связанные со склонностью к насилию».

Изучив истории сексуальных насильников, ученые обнаружили, что примерно 2,5% отцов и братьев сами были осуждены за подобные преступления. Для сравнения — только 0,5% мужчин в целом по популяции замечены в этом пороке. Ученые рассматривали изнасилования и педофилию и в обоих случаях наблюдали сходную картину.

Причем, примерно 40% криминального поведения на почве секса можно объяснить генетическими факторами. Эта цифра получилась статистическим анализом. Примерно 2% риска можно отнести на счет факторов окружающей среды, одинаково воздействовавшими на родных братьев. Это, например, рана головы, социальное влияние.

Ученые не предлагают заранее сажать в тюрьму братьев сексуальных маньяков. Они даже не уверены, что и лекарства здесь помогут, но стоит понять, какие усилия на предотвращение возможных преступлений нужно предпринять. В любом случае, учитывая чувствительность темы, все действия нужно проводить осторожно.

Мысль о том, что члены семьи, где родился сексуальный насильник, тоже в зоне риска, не нова. Но обычно причиной этого факта считали социальную среду. А в этой работе лидирующую роль все-таки относят к генетическим факторам.

В доказательство ученые приводят анализ историй братьев по материнской линии, которые обычно растут вместе, и по отцовской линии, наоборот, живущих в разных семьях. Если бы было сильно влияние факторов окружающей среды, гораздо больший риск повторения сексуальных преступлений следовало бы ожидать у братьев по материнской линии. Но в обоих группах процент повторов оказался примерно одинаков — в два раза повышалась вероятность совершения преступления братом сексуального маньяка. Такая же сильная связь выявлена у полнокровных братьев.

Сыновья реже наследуют склонность к сексуальному насилию, чем братья. Риск у братьев в 5 раз сильнее, у сыновей — в 4 раза. Но ученые относят это за счет молодого возраста братьев, в котором чаще совершаются сексуальные преступления.

Независимые эксперты и сами авторы статьи осознают, что исследование имеет некоторые серьезные ограничения. Об этом, в частности, пишет журнал Science. Помимо прочего, шведское законодательство чрезвычайно широко трактует само понятие «сексуальное преступление». Тому примером история Джулиана Ассанджа, преследуемого шведскими властями за «изнасилование III степени», которое в остальной Европе квалифицируется как «сексуальное домогательство», а большинство наших соотечественников сочло бы лишь слишком навязчивым флиртом.