Форма нор хомячков определяется генами

В Гарварде установили: роет хомячок длинную нору или короткую, зависит от генов

В журнале Nature учёные из Гарварда опубликовали статью, в которой утверждают, что как минимум у двух видов оленьих хомячков четыре региона генома определяют, как они роют норы.

«Поскольку копание – это сложный поведенческий механизм, удивительно видеть, что его может определять всего несколько генов», – заявила руководитель исследования Хопи Хёкстра (Hopi Hoekstra).

Два близкородственных вида хомячков роют совершенно разные норы. Peromyscus maniculatus делают простые отверстия в земле, а Peromyscus polionotus сооружают сложную нору с длинным подходным коридором и запасным выходом, причём от типа почвы (то есть от окружающей среды) длина постройки не зависит. Выходит, как минимум отчасти способность к рытью таких нор определяется генетически.

Чтобы понять, какова роль генетики в описанных различиях, учёные стали скрещивать виды. Помесь оказалась способной делать такие же сложные норы. Получилось, что гены, позволяющие рыть длинные норы, – доминантные. Затем гибрид скрестили с Peromyscus maniculatus. Часть потомства стала рыть сложные норы, а другая – нечто среднее между маленькими и длинными.

Исследовав генотип гибридов второго поколения, специалисты определили, что со строительством нор связаны четыре части генома. Определённое построение каждой из первых трёх удлиняет входной тоннель норы на 3 сантиметра, а четвёртой – даёт 30-процентную вероятность сооружения запасного выхода.

Какие конкретно гены связаны со строительством нор и каким образом (то есть к каким конкретно изменениям мозга приводит определённая их конфигурация), пока непонятно.

Источник: news.harvard.edu