Ген, который делает бабочек цветными, а мотыльков — серыми

В ходе эволюции работа одного и того же гена привела к тому, что тропические бабочки стали яркими и разноцветными, а мотыльки, живущие в городах, приобрели неприметную темно-серую окраску.

Группа ученых из Кембриджского и Шеффилдского университетов идентифицировала ген, ответственный за яркую разноцветную окраску крыльев тропических бабочек. Параллельно с ними ученые из Ливерпульского университета изучали мотыльков, живущих в городах, и выяснили, что их серая окраска — результат работы того же гена. В ходе эволюции первым понадобилась их окраска в условиях тропиков, а вторым — в городах с их промышленными выбросами и пылью. Обе статьи опубликованы в журнале Nature, кратко об исследованиях рассказывает сайт Кембриджского университета.

«Удивительно, что это один и тот же ген в обоих случаях. Темная окраска у мотыльков появилась, потому что они пытались быть незаметными, бабочки же используют яркие цвета, чтобы показывать хищникам, что они ядовиты. Несмотря на разнообразие бабочек и мотыльков, и сотни генов, участвующих в формировании их крыльев, это каждый раз оказывается именно так», — сказал один из авторов исследования Крис Джиггинс (Chris Jiggins) из Кембриджа.

Бабочки и мотыльки составляют отряд насекомых, известный как чешуекрылые. Почти все из 160 тысяч видов мотыльков и 17 тысяч видов бабочек имеют разные структуры крыльев, приспособленные для разных задач — отпугивания врагов, камуфляжа, терморегуляции. Узоры на крыльях создаются с помощью крошечных цветных чешуек, расположенных как шифер на крыше. Несмотря на длительную историю изучения этих насекомых, молекулярные механизмы, ответственные за окраску крыльев, до сих пор оставались неизвестными.

бабочки гены окрас