Гейм и Новосёлов получили самые престижные медали Королевского общества

По замечанию Гейма, их открытие вызвало «золотую лихорадку» в мире физиков-материаловедов

Учёные-выходцы из России Андрей Гейм и Константин Новосёлов, получившие в 2010 году Нобелевскую премию по физике за открытие графена, ныне удостоены двух самых почётных наград академии наук Великобритании – Королевского общества, передаёт агентство ИТАР-ТАСС.

Андрею Гейму вручена медаль Копли (Copley Medal) – высшая награда Королевского общества, которая к тому же считается старейшей в мире науки. Впервые её присудили в 1731 году. В своё время обладателями этого знака отличия становились такие светила мировой науки, как Майкл Фарадей, Чарльз Дарвин, Дмитрий Менделеев и Альберт Эйнштейн.

По оценкам Гейма, вслед за открытием невероятных свойств графена (двумерного кристалла в виде пленки углерода толщиной в один атом), сейчас зреет своего рода «золотая лихорадка» в отношении новейших искусственных материалов, изготавливаемых с атомной точностью, слой за слоем. Предполагается, что возможно получение многих иных кристаллов толщиной в один атом или молекулу. Поиски подобных новых, не существующих в природе структур стремительно расширяются, отмечает учёный.

«Уже ясно, что графен в сочетании с другими материалами толщиной в атом показывает лучшие или отличные от своих собственных свойства», – указывает нобелиат.

Тем временем Константин Новосёлов, коллега Гейма по работе в университете Манчестера, получил медаль Леверхульма (Leverhulme Medal), учреждённую в 1960 году, за «революционные разработки по графену, а также другим двумерным кристаллам и их гетероструктурам».

Оба профессора являются членам Королевского общества. Ранее королевой Елизаветой II им были присвоены рыцарские титулы, которые позволяют прибавлять к своему имени приставку «сэр».

Графен считается самым тонким, прочным и наиболее электропроводным материалом. Сфера его применения оценивается как необычайно широкая. В Великобритании выделены специальные правительственные гранты, открыт научно-исследовательский центр для изучения свойств и путей внедрения графена. Материалы с похожей на графен структурой, как предполагается, будут иметь в будущем собственное применение и особенности.

андрей гейм великобритания графен константин новосёлов королевское общество награда