Группа исследователей под руководством профессора Грегори Бернса (Gregory Berns) из университета Эмори (США) исследует топографию мозга собак методом магнитно-резонансной томографии (МРТ). Ученые дрессировкой научили бодрствующих, активных животных выдерживать сканирование в специальном собачьем томографе. Они попытались установить, где у собак находится центр, отвечающий за регулирование поведения. Заметка профессора Бернса на эту тему опубликована на портале Psychology Today.

Исследовательская группа начала работать в этом направлении с 2012 года. Во время сканирования собака не должна двигаться, поэтому все стимулы предлагаются испытуемому животному без непосредственного контакта с ним — это могут быть запахи, жесты, фотографии на мониторе. Путем выявления зон мозга собак, которые реагируют на те или иные сигналы, ученые постепенно составляют его функциональную карту.

Чтобы изучить мозговые центры, отвечающие за самоконтроль, ученые тренировали собак в специализированном центре методом «Иди-Стой», который также используется в детской психологии. Суть обучения была довольна проста. Тренер подавал звуковой сигнал свистком и поднимал левую руку, это означает команду «Вперед». А когда дрессировщик скрещивает руки — это означает «Стой», даже если при этом был сигнал свистка. Эта команда требует, чтобы собака вообще перестала двигаться. На достижение целей дрессировки уходило от 2 до 4 месяцев.

Далее ученые заводили животное в специальный томограф и могли регистрировать нервную активность в положении «Стой», когда животное некоторым усилием воли воздерживается от совершения каких-либо движений. У человека за это отвечает префронтальная область коры.

Когда ученые сравнили реакцию мозга во время спокойного состояния и свистка с командой «Стой», они увидели нервную активность в области левой лобной коры. Примечательно, что у собак, которые сделали меньше ошибок в ходе эксперимента, было больше активности в этом участке мозга.

Кроме того, ученые прогнали собак через хорошо известный тест «А не Б». Он был придуман еще Жаном Пиаже для исследования поведения маленьких детей. Суть его заключается в следующем. Собакам показывали три контейнера. В одном из них было мясо. Три раза подряд мясо было в одном и том же контейнере. Но далее еду на глазах у собаки перемещали в другое место. Когда ее вновь заводили в комнату с едой, собака должна перестроить свое поведение, чтобы приспособиться к новым условиям. Звучит просто, но дети в возрасте до 9 месяцев не могут справиться с этим заданием.

Успешность выполнения этого теста у конкретных собак была разной. Ученые заметили, что лучше справлялись с этим заданием те животные, которые хорошо проявили себя и на предыдущем испытании. Это означает, что существует связь между разными задачами на самоконтроль, и конкретные собаки просто по-разному справляются с ними, в зависимости от функциональных особенностей мозга.

Исследователи считают, что результаты исследования окажутся полезными для совершенствования методов воспитания собак и предотвращения их импульсивного поведения, когда, например, они кусают человека.

Ранее портал Научная Россия писал о другом исследовании, проверявшем, есть ли у собак самосознание.