«Уложила Ивана-Царевича квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…» (русская народная сказка «Царевна-лягушка»)

Русские народные сказки часто повествуют нам о красавицах-рукодельницах, на все лады мастерицах. Через волшебный образ Василисы Премудрой мы узнаем и о караваях с «узорами мудреными», и о коврах, которые только «в горнице по большим праздникам расстилать». Если караваи пекут хозяйки и сегодня, то трудно представить, чтобы до сих пор кто-то ткал ковры вручную на станках. А такая традиция сохранилась: ковроткачество передается молодому поколению, активно развивается и даже преподается на специальном отделении «Художественного ковроткачества» в Суджанском колледже искусств имени Н.В. Плевицкой в маленьком городе Курской области.

Черный фон как символ курского чернозема, цветущие здесь маки, пионы и розы – всё это вот уже 300 лет составляет традиционную композицию суджанского ковра. Можно встретить вытканные лилии, а еще полевые цветы - вспомогательные элементы, усиливающие впечатление от рисунка. Цветочное поле суджанского традиционного ковра расстилается особым сочетанием цветов и орнамента. Это не безвкусная или аляповатая композиция, а гармонично подобранные цвета, линии, которые создают выразительный узор.

Преподаватель отделения «Художественное ковроткачество» Суджанского колледжа искусств им. Н.В. Плевицкой Елена Михайловна Ворошилина рассказывает: «Всегда отмечалось, что суджанские ковры высокохудожественны в отличие от других. Очень красивы они по композиции, фон всегда был частью орнамента. Т.е. он не был просто вспомогательным, как фон, на котором изображена одна роза, а имел свой узор. Поэтому, если убрать все цветы, то сам орнамент останется».

Художественная выразительность суджанских мастериц не раз получала высокую оценку мировых экспертов. Их ковры побывали на крупнейших выставках страны и мира: на Всероссийской художественно-промышленной выставке в 1882 г., на выставке в Таллине в 1921 г., Всемирной Парижской выставке в 1937 г., Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 г., Всемирной выставке в Брюсселе в 1959 г. и в 1960 г. на Всесоюзной художественной выставке народных промыслов в Москве. Но слава об этих коврах началась еще XVIII веке, когда через г. Суджу стали проходить торговые пути, активно тогда расширявшиеся, и Суджа стала крупнейшим центром ковроткачества. Изделия продавали на Коренской ярмарке, которая проводится в Курской области и сегодня. Оттуда ковры развозили в города по всей России: Москву, Нижний Новгород, Казань, Харьков и др. В документе Харьковского наместничества за 1788 г. писалось: «Торг коврами настолько велик, что многие тысячи их расходятся по великорусским селениям и даже за границу».

Еще одна уникальная и важная черта суджанского ковра – это кайма. На ней тоже делается акцент. «Если в других коврах убрать кайму, то ничего не изменится. Но у нас она играет не второстепенную роль. Кайма бывает широкая, с узорами, туда входят те же цветы, что есть в центре. Они тоже широкие, красивые, там получается своя история. И нельзя убрать кайму, потому что вся композиция тогда рушится», - объясняет Елена Михайловна.

Внимание к центральной части ковра и кайме может создавать двухфоновость. Часто центр ковра имеет один фон, а кайма – другой. И тогда их цветовая гамма переплетается через цветы, изображенные на рисунке. Фоновый цвет основной части ковра присутствует в цветочном узоре каймы, а фон каймы – в центральных цветах композиции.

Композиция суджанских ковров всегда выглядит объемной. Такой эффект получается за счет одного цвета, который «вылетает» из ковра. Черный, темно-синий, темно-бордовый и горчичный, охровый фон (появился в СССР, чтобы ковры вписывались в советский интерьер) выделяет рисунок через красные, розовые, фиолетовые и желтые цвета, среди которых один будет самым ярким, но не нарушит лаконичность и баланс композиции.

Бердо для тканья поясов.

Бердо для тканья поясов.

Источник: ru.wikipedia.org

Среди других традиций ковроткачества суджанская выделяется и своей техникой. Во-первых, в Судже ковры ткут на вертикальных станках, которые позволяют менять плотность нити и выполнять более сложные узоры. Одно из отличий устройства вертикального и горизонтального станка состоит в том, как натягиваются нити. На горизонтальном станке есть бёрдо – специальный гребень, куда вставляется основа с прорезами, равными толщине нити и расположенными на одинаковом расстоянии, что определяет плотность изделия. А у вертикального станка есть верхние и нижние валы, с помощью которых мастер сам натягивает нить.

Во-вторых, местные мастера используют счетную технику или «суджанское переплетение». Оно делается по техническому рисунку. На ковровую бумагу, расчерченную на квадратики, наносится узор, выбирается его цветовое наполнение, а затем по нему ткут. Каждая клетка рисунка соответствует паре верхней и нижней нитей основы, к которой соответственно рисунку слева направо крепятся разноцветные пучки нитей. Благодаря «суджанскому переплетению» при смене цвета нити так переплетаются, что в ковре не образуется зазор или дырочка, которая характерна для других техник.

Также в Суджанском колледже искусств изготавливают гобелены с помощью паласного переплетения и ковры по технике высокого ворса. На шаблон переносят подготовленный заранее проект и подшивают его к основе, которая натянута на станке. Получается, что мастер как по раскраске создает картину. Только не кистью и краской, а разноцветными нитями.  

"Зимнее утро". Автор: Юлия Лукьянчикова

"Зимнее утро". Автор: Юлия Лукьянчикова

Техника высокого ворса интересна тем, что на брусочек наматывают нужного цвета нить, разрезают ее и получают пучки нитей, которые вплетаются в основу ковра. Когда фрагмент определенного цвета закончен, шерсть обрезают до нужной длины. Ковер получается пушистый и мягкий. Иногда техники смешивают. Так появилась работа «Зимнее утро» Ю.Б. Лукьянчиковой.

К сожалению, традиционная суджанская композиция (цветовая палитра, расположение рисунка) изготовлений по технике высокого ворса была утеряна, т.к изделия из шерсти были очень затратными. Поэтому, когда в советское время решили возобновить производство ковров из высокого ворса, за основу взяли кавказскую традицию.

Первый ткацкий цех появился в Судже в XVII веке, в основном мастерами были мужчины. Цехмейстер следил за порядком, чтобы работники не воровали полотно у заказчиков. Тех, кто не раз попадался на краже, клали перед станком лицом вниз, заклинивали переднюю часть волос (чуб) и наказывали кнутом.

Женщины занимались ковроткачеством дома, это было целое семейное производство. Они ткали холсты, сукна, кушаки, шерстяные и льняные ткани, ковры. Все это делалось на простом ручном станке, который называли «кросна». Мастерство в основном было распространено среди крестьян из зажиточных однодворческих семей, которые имели необходимые для производства возможности и условия. В целом такой уклад сохранялся до отмены крепостного права в 1861 г.

В первой половине XIX века к ткацкому делу в цехах и на фабриках допустили женщин-крестьянок. Они изготавливали льняные, сулянковые и замашные полотна. Но ремесло начинает угасать и возрождается лишь в конце XIX – начале XX вв., когда в России открываются школы ткачих, в том числе в Суджанском уезде. На обучение брали девочек, которые окончили 4 класса. Все старались попасть туда, потому что ковроткачество было очень перспективным делом. Лучших мастериц земство отправляло на учебу в Петербург. При выпуске из школы девушки уже получали заказы и могли обеспечивать себя. Ковры стоили от 7 до 100 рублей за штуку, поэтому в год мастерица могла получать около 3000 рублей.

В советские годы самыми известными были мастерицы из артели «Ткачиха» и Суджанской коврово-ткацкой фабрики. Иногда фабрика делала специальные заказы: например, гобелен для ЦК ВЛКСМ, 6 ковров для гостиницы «Россия» в Москве, ковер с портретом первопечатника Ивана Федорова в библиотеку имени Ленина, а также для холла министерства иностранных дел СССР и посольств Югославии, Монголии.

Сюжет программы "Доброе утро" на Первом канале. Источник: 1tv.ru / YouTube-канал "Суджанского колледжа искусств" 

В 1990-е годы фабрика сгорела, а ткацкое производство угасло. Но удивительно, насколько история циклична. Как и в начале XX века, чтобы сохранять и развивать традицию, местные мастера открыли отделение «Художественного ковроткачества» в Суджанском колледже искусств и сегодня обучают ремеслу не только студентов, но и школьников.

Так искусство мастерицы Василисы Премудрой воплощается в сказочных цветах, которые вновь и вновь распускаются тонкими нитями на пестрых коврах. И традиция суджанского ковроткачества продолжает жить.

Фото на главной странице: РЦНТ Суджанского района

Фото на странице: Художественное ковроткачество СКИ