До «Pax Romana» этруски успели научить галлов виноделию

Химический анализ археологических находок в Южной Франции показал, что производить вино там начали ещё современники этрусков

Виноделие во Франции имеет гораздо более древнюю историю, чем предполагалось, и восходит к народам, населявшим Средиземноморье до римского завоевания. Секреты приготовления вина галлы, вероятнее всего, узнали от греков либо этрусков – на это указывают новые свидетельства, полученные американскими учёными в результате химического анализа археологических находок в окрестностях Марселя.

По словам руководителя исследовательской группы Патрика Макгаверна (Patrick McGovern) из Пенсильванского университета, ему и его коллегам удалось получить едва ли не самые ранние свидетельства наличия в Галлии собственного винодельческого производства.

Первыми в мире получать вино из винограда стали жители Ближнего Востока ещё восемь тысяч лет назад. К концу четвёртого тысячелетия до нашей эры это ремесло достигло Египта, а к концу третьего – острова Крит, заселённого позже греками. Ещё тысячу лет спустя вино встречается уже по всему Средиземноморскому региону – его развозили греческие и финикийские купцы, причём у каждых был свой характерный вид амфор. К 600 году до н.э. этруски из Центральной Италии активно ведут торговлю алкоголем собственного приготовления вдоль побережья на запад, в том числе с галлами. Примерно в это же время греческие мореходы основывают в данном регионе знаменитую колонию Массалия – теперешний Марсель.

Макгаверн и его коллеги с помощью серии химических методов, включая масс-спектрометрию и инфракрасную спектроскопию, проанализировали остатки амфор, найденные в береговом городке Латтара (ныне Латт) в 125 километрах к западу от Марселя. Практически во всех сосудах была обнаружена винная кислота, а также следы сосновой смолы и различных трав типа розмарина и базилика, которые, вероятно, добавлялись в качестве ароматизаторов, консервантов или с целью придания вину лечебных свойств.

Но главной находкой оказалась характерная округлая известняковая плита, датируемая 425-400 гг. до нашей эры. Раньше археологи думали, что на ней отжимали оливки, однако химики также нашли здесь винную кислоту, да и по форме плита практически идентична виноградным прессам, изображаемым на греческой фигурной керамике той же эпохи. Учёные даже рассказывают, что вокруг было рассыпано множество виноградных косточек и кожурок.

«Такая комбинация химических и ботанических свидетельств даёт весьма сильные аргументы относительно того, что в Латтаре делали своё вино. До сих пор существует очень много гипотез на тему того, кто и как торговал этим напитком в Средиземноморье, но химических доказательств ещё не было», – говорит Макгаверн.

античность вино галлы спектральный анализ франция этруски