Планеты-гиганты «питаются» газами

Астрономы впервые наблюдали газовые потоки, за счёт которых увеличивается масса гигантских планет

Большой телескоп миллиметрового и субмиллиметрового диапазона, расположенный в пустыне Атакама (ALMA), позволил астрономам наблюдать ключевую стадию рождения гигантских планет. Учёные Европейской южной обсерватории (ESO) получили первое эмпирическое подтверждение более ранних теоретических догадок о том, что масса планет увеличивается за счёт мощных потоков газа из диска, образующегося вокруг молодой звезды.

Международная группа астрономов изучала молодую звезду HD 142527, расположенную более чем в 450 световых годах от Земли и окружённую диском из газа и космической пыли – остатков облака, из которого образовалась эта звезда. Пылевой диск разделяется на внутреннюю и внешнюю части промежутком, который, как полагают, и появился в результате влияния образующихся гигантских газовых планет, расчищающих себе путь в процессе орбитального движения вокруг материнской звезды. Внутренний диск простирается от светила примерно до размера орбиты Сатурна, внешний начинается в 14 раз дальше этого расстояния. При этом внешний диск не окружает звезду однородным кольцом – он имеет подковообразную форму.

«Мы думаем, что во внутреннем диске прячется гигантская планета, из-за которой эти струи и образуются. Планеты растут, заглатывая часть газа из внешнего диска, но они едоки очень неопрятные: остатки газа, которые пролетают «мимо рта», подпитывают внутренний диск», – поясняет член исследовательской группы Себастьян Перес (Sebastián Pérez).

Ещё одним открытием является обнаружение диффузного газа в междисковом пространстве. Наличие этого остаточного газа также говорит в пользу того, что газовые потоки обусловлены присутствием гигантских планет, а не каких-то ещё более крупных объектов, вроде звезды-компаньона.

«Вторая звезда расчистила бы зазор между дисками гораздо лучше, так что никакого остаточного газа не было бы. Измерив количество этого газа, мы можем попытаться оценить массы объектов», – добавляет Перес.

alma газовые гиганты движение материи во вселенной европейская южная обсерватория планеты