Возникновение одних звёзд лишает галактику «стройматериала» для других

Процессы звездообразования выбрасывают из галактик огромные массы газа, тем самым исключая возможность формирования следующего поколения звёзд, выяснили астрономы ESO

Наблюдения с телескопом ALMA в Чили вновь принесли астрономам весьма парадоксальное открытие. Оказывается, рождение одних звёзд в той или иной галактике может мешать возникновению других. Например, в близлежащей галактике Скульптора мощные процессы звездообразования выбрасывают за пределы скопления газ, из которого могли бы формироваться новые поколения небесных тел.

«Великолепные разрешение и чувствительность ALMA впервые позволили нам ясно увидеть мощную концентрацию холодного газа, который в виде расширяющихся оболочек растекается под влиянием мощного светового и корпускулярного давления, создаваемого молодыми звёздами. Наши измерения ясно свидетельствуют о том, что некоторые растущие галактики извергают больше газа, чем поглощают. Возможно, мы наблюдаем редкий современный пример процесса, который был весьма обычным в ранней Вселенной», – говорит Альберто Болатто (Alberto Bolatto) из Мэрилендского университета (США), руководитель наблюдательной группы.

Учёные выяснили, что огромные количества молекулярного газа – почти десять масс Солнца в год, а возможно, и гораздо больше, – выбрасываются из галактики со скоростями от 150 тысяч до почти миллиона километров в час. При такой скорости истечения  запасы вещества могут закончиться всего лишь за 60 миллионов лет.

Полученные результаты могут объяснить, почему, вопреки компьютерным моделям, астрономы находят во Вселенной неожиданно мало массивных галактик. Кроме того, новые исследования с полным комплектом антенн ALMA помогут выяснить окончательную судьбу газа, уносимого «ветром» от образующихся звёзд: представляет ли наблюдаемый процесс лишь одно из звеньев круговорота газа в галактиках, или вещество исчезает безвозвратно.

alma галактики европейская южная обсерватория звездообразование