Легендарная новосибирская Физико-математическая школа (СУНЦ НГУ) отметила 50-летний юбилей. Идея создания школы принадлежит отцу-основателю Сибирского отделения РАН академику М.А. Лаврентьеву. С начала 1960-х годов и по сей день ФМШ – начальное звено триединой системы подготовки научных кадров: школа – университет – академия наук.

В первый раз этот опыт – распространение в воздухе дымового вихревого кольца – М.А. Лаврентьев продемонстрировал во время своей вступительной лекции на открытии Летней ФМШ 1 августа 1972 года. С тех пор его повторяют при открытии ФМШ каждый год.

 

 

 

 

 

 

   

 

Учащиеся физико-математической школы в одной из лабораторий Института автоматики и электрометрии СО АН СССР, 1972 год


Таланты со всей России

 Специализированная физико-математическая школа была учреждена постановлением Совета Министров СССР в Новосибирске 23 августа 1963 года. Фактически ФМШ приступила к работе до выхода официального постановления – уже в январе 1963 года в школе начались занятия под личную ответственность академика Лаврентьева. Сами учащиеся очень быстро стали называть себя «фымышатами» - от аббревиатуры ФМШ и симпатичного мышонка, нарисованного на цветочном горшке одной из учениц школы.

Целью создания ФМШ было выявить детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии и биологии. А также создать условия для развития творческих способностей школьников, их самостоятельности и интереса к научной деятельности. В 1989 году ФМШ была переименована в Специализированный учебно-научный центр (СУНЦ) НГУ, но в народе, среди ученых и самих ребят по-прежнему осталась как физматшкола.

Фымышата и член-корреспондент РАН академик Алексей Андреевич Ляпунов, конец 1960-х 
 
 Во время торжественного собрания к 50-летию ФМШ в зале Дома ученых СО РАН почти не осталось свободных мест

 - Мы собираем ребят из самых отдаленных уголков нашей страны. Наша задача, как и раньше – воспитывать таланты, собирая их по городам и весям, чтобы они преумножали славу России и формировали будущее нашей страны, - подчеркнул директор СУНЦ НГУ Николай Иванович Яворский.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Научный старт и социальный лифт

 Председатель СО РАН академик Александр Леонидович Асеев отметил, что сегодня физматшкола – это целая система, включающая летние школы, олимпиады, заочную школу, курсы повышения квалификации преподавателей естественных дисциплин и губернаторские классы в школах Новосибирской области, которые курирует ФМШ.

 - Эта система позволяет молодым людям осуществить свои чаяния, потому что ФМШ собирает молодых, талантливых, неравнодушных людей, которые нестандартно мыслят, которыми движет жажда познания и желание изменить мир в лучшую сторону. Это колоссальное преимущество ФМШ. Девизом НГУ, куда входит физматкола, является такой лозунг – «Мы не сделаем вас умнее, но мы научим вас думать». Физматшкола в полной мере выполняет это свое предначертание – здесь молодые люди получают хорошие условия для старта научной карьеры, социального лифта, и, возможно, с этим связан успех воспитанников нашей ФМШ. То, что делается сегодня в СО РАН, принадлежит вам, дорогие фымышата. Мы должны понимать, что несмотря на реформы, наука делается не в офисах, а в лабораториях и институтах, поэтому мы с полным правом можем говорить: будущее принадлежит нам, потому что мы из ФМШ, НГУ и СО РАН.

 Для многих ребят физматшкола действительно стала началом блестящей научной карьеры. Среди выпускников школы 4 тысячи кандидатов и более 500 докторов наук, 7 членов-корреспондентов РАН, 2 академика РАН и академик РАО. За 50 лет школу закончили более 13 тысяч учащихся – почти все они продолжили получать образование в вузах, а две трети из них поступили в НГУ.

 Умники и умницы

 Прием учащихся в СУНЦ производится по результатам Летней физико-математической и химико-биологической школ, где ежегодно обучаются до 700 детей из 40 регионов России и ближнего зарубежья. Заместитель председателя СО РАН академик Николай Сергеевич Диканский подчеркнул, что физматшкольники – очень умные ребята. Он вспомнил, с каким удовольствием читал лекции в физматшколе – его поражало, что ребята с неослабевающим вниманием слушали лекцию длиной в университетскую пару.

 В истории школы были и трудные времена – нехватка федерального финансирования в 1990-е годы, когда преподаватели ФМШ отдавали часть своих и без того небольших зарплат, чтобы кормить учащихся школы. Эти годы давно остались позади, и теперь университет и выпускники готовы помочь ребятам, которые испытывают трудности. Ректор Новосибирского государственного университета Михаил Петрович Федорук заявил, что по его решению, поддержанному диаспорой выпускников университета, создан Фонд поддержки одаренных детей.

 - За счет этого Фонда мы готовы поддерживать не менее 10 ребят, которые по материальным причинам не могут обучаться в ФМШ.

 Иногда они возвращаются

 Во время учебного года в СУНЦ НГУ в условиях интерната живет 500 учащихся, а более половины преподавателей – ученые СО РАН и преподаватели Новосибирского государственного университета. Многие выпускники возвращаются в школу спустя много лет – не только вспомнить юность, но и преподавать.

 - Еще Михаил Васильевич Ломоносов сказал, что при университете должны быть гимназии – также рассуждали и создатели ФМШ, - заметила в своем выступлении профессор Московского физико-технического института Елена Владимировна Глухова. – Выпускники школы реализуют себя всюду, куда бы они не уезжали, и при этом все равно сюда возвращаются. Я закончила ФМШ в 1984 году, но периодически возвращаюсь в alma mater, отдавая ей должное. В начале 2000-х годов я тоже работала воспитателем и преподавателем в Летней физико-математической школе, где помогала в самоопределении новому поколению одаренных ребят.

 Свое поздравление физматшколе прислал и председатель совета ректоров Москвы и Московской области, ректор МФТИ Николай Николаевич Кудрявцев: «Где бы ни продолжали образование выпускники прославленной Физико-математической школы, их характеризуют высокий уровень подготовки, одержимость в получении новых знаний, заинтересованное отношение к делу. Наша общая задача в том, чтобы совместными усилиями сделать образование ведущим фактором развития России».

 За 50 лет ФМШ сделала для этого очень многое.