Не только пигменты красят плоды

Ягоды африканского растения Pollia condensata долго сохраняют свой цвет даже после гибели растения благодаря особой цветообразующей…

Африканское растение Pollia condensata – ещё один пример подсказанных природой технических решений, продуманности которых мог бы позавидовать любой изобретатель. Специалисты Кембриджского университета раскрыли секрет уникальной окраски ягод этого растения, сообщают корреспонденты сайта Nature.com.

Pollia condensata встречается в африканских дождевых лесах, причём нередко на давно засохшем стебле можно увидеть всё ещё отливающие металлическим блеском синие плоды. Как выяснили ботаник Беверли Главер (Beverley Glover) и физик Сильвия Виньолини (Silvia Vignolini) из Кембриджа, причиной этому – так называемый «структурный цвет», создаваемый не химическими веществами, а структурой светоотражающей поверхности. В природе данный феномен известен по перьям павлинов, крыльям бабочек и жуков; у растений же он до сих пор не встречался.

В данном случае, в отличие от многих растительных организмов, где главную роль играют пигменты, Pollia condensata обязана окраской своих плодов плотным пучкам волокон целлюлозы, из которых состоят стенки клеток. Сочной мякоти эти плоды не имеют, поэтому не гниют и сохраняют свой цвет в течение достаточно долгого времени.

Не представляя особой пищевой ценности, данный вид, тем не менее, участвует в определённом симбиозе с птицами: они используют ягоды для украшения гнёзд с целью привлечения пары. За счёт этого происходит распространение семян растения. «Прекрасная стратегия: растение не тратит драгоценную энергию на производство корма для птиц», – замечает Главер.

По словам Виньолини, учёные могут создавать из целлюлозы такие же структуры, чтобы найти нетоксичную замену красителям для пищевых продуктов или бумаги. Голландский исследователь структурного цвета Дукеле Ставенга (Doekele Stavenga), комментируя работу своих британских коллег, отметил также, что подобное техническое решение пригодилось бы в борьбе с подделкой документов и денег: вряд ли можно точно воспроизвести «водяной знак», созданный почти на молекулярном уровне.