Секс, заключённый в камень

Окаменевшие останки черепах стали первым прямым свидетельством спаривания доисторических позвоночных

Иногда момент оргазма называют «маленькой смертью», однако несколько пар доисторических черепах, вероятно, умерли, не дожив до этого момента. Палеонтологи обнаружили окаменевших черепах, застигнутых «на месте преступления».

В сланцевом карьере Мессель в Германии обнаружены окаменевшие останки, возраст которых насчитывает около 47 миллионов лет. Исследование, возглавляемое Уолтером Джойсом из Университета Тюбингена в Германии, предоставило первое прямое свидетельство секса у доисторических черепах. «На месте раскопок на озере Мессель были найдены тысячи окаменелостей, однако парами были найдены только черепахи», — говорит Джойс. Загадочные пары годами вызывали вопросы, однако теперь Джойс и его коллеги подтвердили, что черепахи погибли в «супружеских объятиях» друг друга.

Как и в случае с современными черепахами, пол окаменевших черепах Allaeochelyscrassesculpta можно различить по характеристикам их панцирей и хвостов. Также, по словам Джойса, большинство спаренных черепах были обнаружены «повёрнутыми друг к другу задними частями своего тела», указывая на то, что непосредственно перед смертью они пребывали в близком контакте, а у двух особей «хвосты партнёров были вытянуты в одну линию». По его мнению, вытянутые хвосты — это «явное и неоспоримое доказательство, позволяющее нам сделать вывод о том, что черепахи погибли во время совокупления».

Остаётся тайной, почему на озере Мессель было найдено так много черепах и других животных. По одной из гипотез, озеро периодически извергало токсичные газы, убивавшие животных, живших в нём и рядом с ним. По другой версии, поверхностные воды время от  времени наполнялись токсичными цианобактериями, отравляющими водные организмы и любых животных, которые пили из озера.

Участь черепах может помочь объяснить экологию доисторического озера. «Спаривающиеся черепахи говорят нам о том, что поверхностные воды озера Мессель были достаточно гостеприимны, чтобы позволить черепахам жить и размножаться, однако, погружаясь во время спаривания на подповерхностные слои, животные погибали», — поясняет Джойс.

Изучающий палеонтологию аспирант Эдвин Кадена согласен, что результаты исследования предоставляют «убедительный повод считать это первым случаем спаривания, запечатлённого в окаменевшем архиве позвоночных». По его словам, больше сомнений вызывает истолкование того, каким было озеро Мессель. Понятие стратифицированного озера объясняет судьбу черепах, но как насчет других найденных в Месселе окаменелостей – например, летучих мышей, птиц или даже мелких млекопитающих? Если верхние слои озера были обитаемы, то что привело к смерти животных, обитавших в воздухе или на суше? Черепахи — всего лишь часть неразрешённой загадки окаменелостей.

Источник: Брайан Суитек, Nature.com