Фомальгаут оказался не двойной, а тройной звездой

Притом это одна из самых масштабных тройных звёздных систем, известных сейчас астрономам

Одна из ближайших к нам звёздных систем преподнесла астрономам сюрприз: Фомальгаут, примечательный своей экзопланетой и крупным пылевым диском и ранее считавшийся двойной звездой, оказался на самом деле тройной. Как говорят учёные, открытие сплошь и рядом обязано случайностям.

Сначала, около двух лет назад, объект с условным обозначением LP876-10, позднее идентифицированный как Фомальгаут С, заметил Эрик Мамайек (Eric Mamajek), профессор физики и астрономии Рочестерского университета (США), наблюдая движение звёзд около Фомальгаута для совершенно другого исследования. Затем, поехав в Чили собирать данные с телескопов, он встретил в мотеле Тодда Генри (Todd Henry), директора Исследовательского консорциума по ближайшим звёздам (RECONS), у которого имелись свежие данные измерений по методу параллакса (он используется астрономами для определения расстояний). К ним присоединилась Дженнифер Бартлетт (Jennifer Bartlett) из университета Вирджинии, писавшая тогда диссертацию. В её выборке тоже была звезда LP876-10.

Тщательно проанализировав как астрометрические данные, так и результаты спектрального анализа, учёные установили, что данное небесное тело действительно является частью звёздной системы Фомальгаута. Итак, если Фомальгаут А – звезда примерно в два раза массивнее нашего Солнца, то она вполне может состоять в гравитационной «связи» с Фомальгаутом С – красным карликом. Фомальгаут В – оранжевый карлик примерно в три четверти солнечной массы.

По словам Мамайека, раньше астрономам не приходило в голову установить взаимосвязь этих трёх светил, поскольку Фомальгаут С при земном наблюдении кажется слишком далёким от своих соседей по «трио»: между ним и Фомальгаутом А можно разместить 11 полных лунных дисков. Однако расчёты масс и скоростей, сделанные на основе наблюдательных данных из южноамериканской «астрономической Мекки», сделали своё дело.

Источник: www.rochester.edu