Изучена несинаптическая связь обонятельных рецепторов мух

Нервные рецепторы в антеннах у мух интересным образом взаимодействуют путём передачи электрических сигналов

Исследователи из Йельского университета обнаружили, что нервные рецепторы в антеннах у мух могут взаимодействовать без всякой синаптической связи, передаёт портал Medical Xpress. Как предполагают специалисты, опубликовавшие статью в журнале Nature, связь между нейронами происходит благодаря передаче электрических сигналов в жидкости.

Учёные предположили, что заполненные жидкостью волоски на антеннах дрозофилы, называемые сенсиллами, обладают способностью к эфаптической связи, то есть передаче сигнала между соприкасающимися нервными клетками без медиаторов. Эта гипотеза была проверена в лаборатории.

Сначала внимание исследователей привлекли два рецептора в сенсилле, ответственные за определение метилового эфира капроновой кислоты (фруктового запаха) и 2-гептатона (бананового запаха) соответственно. Под воздействием метилового эфира активизировался только первый рецептор. Если при этом резко появляся гептанон, второй рецептор сразу возбуждался, а первый – прекращал работу, то есть между ними существовала какая-то взаимосвязь. То же самое происходило в обратном порядке воздействия этими химическими веществами.

Чтобы проверить, как взаимодействуют нейроны, исследователи провели тот же эксперимент с мухами, у которых синапсы были подавлены медикаментозным путём, а также с дрозофилами, у которых антенны были ампутированы. Оба случая показали, что общение рецепторов не прямое, а локализованное.

В другом эксперименте учёные заблокировали нейрон сенсиллы, ответственный за определение уксуса, который располагался рядом с рецептором диоксида углерода (отнюдь не привлекательного для дрозофил). Затем муху поместили в лабиринт, два коридора которого пахли углекислым газом, а один – уксусом. Подопытная дрозофила направилась по запаху уксуса, то есть заблокированный нейрон по-прежнему мог взаимодействовать с соседом.

Предполагается, что подобных механизм помогает мухам выбирать стратегию действий при попадании в обстановку с множеством вариантов. Также учёные считают, что эта система основана на взаимодействии нейронов через электрические сигналы: при определении того или иного вещества рецептор посылает в окружающую жидкость небольшой заряд, и его соседи самоустраняются.

Источник: medicalxpress.com