Фильм «Гравитация»: разбор полета

Третью неделю фильм «Гравитация» режиссера Альфонсо Куарона находится в первых строчках рейтинга российского кинопроката, и, по словам режиссера «Аватара» Джеймса Кэмерона, это «лучшая кинолента о космосе за всю историю кино». «Научная Россия» вместе со специалистом ИКИ РАН оценили правдоподобность камерного технотриллера Альфонсо Куарона.

Кинокартина про двух астронавтов, чудом выживших в открытом космосе после крушения шаттла, на котором они прилетели для осуществления ремонтных работ на орбитальном телескопе «Хаббл», собрала в России более двух миллионов зрителей.

Режиссер «Гравитации» Альфонсо Куарон позиционировал фильм не как научно-популярный, а скорее как камерный технотриллер. Просмотр фильма оставляет только положительные эмоции, а атмосфера картины сравнима с «Погребенным заживо» режиссера Родриго Кортеса.

Базз Олдрин, пилот лунного модуля «Аполлон-11», совершившего свою историческую миссию в 1969 году,  написал рецензию на «Гравитацию»  для американского издания The Hollywod Reporter. В ней астронавт отметил, что в показанных на экране событиях есть несколько неточностей, но все-таки признался, что картина его впечатлила.

«Я был поражен изображением в фильме условий нулевой гравитации. Героиня передвигалась по космической станции именно так, как это делали люди в реальности, — рассказывает 83-летний астронавт. ― Разве что мы были не такими беззаботными, как Клуни и Сандра Буллок. Мы не шутили так много, когда люди находились в опасности за бортом, но я думаю, что это придало персонажам человечности».

Олдрин вторым, после Нила Армстронга, ступил на поверхность Луны и видел нашу планету «со стороны»:

«Если вы смотрите на Землю из космоса, вы видите ее через атмосферу, которая сама по себе похожа на дымку, даже в отсутствие облаков. В этом отношении точность картинки, показанной в фильме, была превосходной, разве что облаков было мало, а границы объектов на поверхности выглядели слишком четкими», — рассказывает астронавт.

Создатели современных фильмов и видео игр в жанре «фантастика» часто используют в качестве научных консультантов ученых и инженеров для решения вопросов, связанных с техническими или научными особенностями фильма или игры. Авторы фильма «Гравитация» также прибегли к помощи специалистов, поэтому «Научная Россия» вместе со старшим научным сотрудником Института космических исследований РАН Натаном Эйсмонтом  попыталась оценить работу американских кинематографистов.

Фильм начинается с того, что астронавты выполняют поставленные задачи в открытом космосе, попутно веселясь и перешучиваясь. Мэтт Ковальски (Джордж Клуни) наворачивает круги вокруг спутника, а его еще живой коллега болтается на тросе и безостановочно шутит. Натан Эйсмонт разделил мнение редакции  «Научной России» по этому поводу:

«Находится в открытом космосе это большая ответственность и за себя, и за оборудование, которое ты используешь.  Не знаю, как себя ведут астронавты, но думаю, что вряд ли веселятся и радуются, скорее, боятся».

Момент, когда Мэтт Ковальски, сидя в кресле, тащит за собой «на буксире» в открытом космосе Райана Стоун (Сандру Буллок), при этом Сандра болталась в космосе «как воздушный шар», Натан Эйсмонт прокомментировал так:

«Рывков в космосе быть не может. Веревка должна быть правильная, то есть будет гасить энергию колебаний, и рывков не будет. Я думаю, обычная веревка тоже погасит колебания».

Специалист ИКИ также отметил момент, когда Райан Стоун в обломках шаттла сталкивается с трупом пилота, который слишком «хорошо сохранился»:

«Жидкость в теле человека вскипит, и человек вряд ли будет выглядеть так, как показано в фильме».

В процессе фильма выясняется, что персонаж Сандры Буллок в недавнем прошлом потеряла ребенка и мужа. Могут ли брать в астронавты людей со столь очевидными психологическими травмами?

«Я не знаю, но будь моя воля, не взял бы. Думаю, что не берут, никто не хочет рисковать в таких дорогостоящих затеях», ― сказал Эйсмонт.

Визуализация огня в условиях невесомости, по мнению Натана Эйсмонта,  была передана авторами также не точно:

«Мне кажется, что если уж загорелась бумажка, то возникла реактивная сила, которая создает перегрузку, тогда пламя будет в сторону, противоположную направлению ускорения или перегрузки».

Может ли модуль СОЮЗ, используя свои двигатели, сдвинуть с орбиты МКС? В этом вопросе мнение эксперта и авторов фильма разошлись:

«Любая тяга сдвинет МКС. Здесь, как и везде, работает закон Ньютона. Если пнуть МКС, то станция получит импульс скорости, а кто пнул, получит импульс в противоположном направлении, но больший во столько раз, во сколько масса пнувшего меньше».

После побега с МКС, по сюжету фильма, Буллок должна была «пересесть» на китайский модуль, аналогичный СОЮЗу. Пересадка должна была быть осуществлена без торможения, фактически астронавт должен был выпрыгнуть «на ходу». В фильме это выглядело эффектно, но реально ли в жизни?

«Здесь работает так называемая формула Циолковского, на западе ее называют ракетной формулой: тело получает скорость, равную скорости истечения продуктов сгорания из двигателя, умноженную на логарифм отношения начальной массы к конечной, то есть той, что остается после израсходования топлива. Вот почему нужны большие ракеты, если нужно получить большую скорость – чтобы больше топлива истратить. В общем, нужно считать, но в целом лететь модуль будет очень быстро. Прыгать на такой скорости я бы не стал».

Полет «ВАЛЛ-И» с огнетушителем в открытом космосе в свое время вызывал в зале кинотеатров смех, а вот полет астронавта Стоуна – недоумение.

«Если огнетушитель не приведен в действие в открытом космосе, то ничего страшного не произойдет. Если приведен, то возникает реактивная сила, которая заставит его двигаться. Но поскольку управления нет, то это будет беспорядочное кувыркание, как с тем неудачным ПРОТОНОМ».

В целом научное мировое сообщество с энтузиазмом и похвалой приняло картину Куарона. Американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон признал, что «Гравитация» ему по душе, но все же не упустил возможности её покритиковать.

альфонсо куарон гравитация джордж клуни ики ран институт космических исследований ран натан эйсмонт ран сандра буллок фильм «гравитация»