Как иммунная система борется с малярией

Паразиты, переносчики малярии, адаптированы к болезням тех, кого они заражают. Американские исследователи разобрались, как удается иммунной системе комаров защищать свой оранизм.

Биолог Джаннет Родригес и ее коллеги из Национального Инстиута Аллергии и Инфекционных Заблеванийв Бетесде, Мэриленд, США, стали кормить комаров кровью мышей, зараженных плазмодием.

Одну группу комаров держали при низкой температуре, и такие комары заражались плазмодием, а другую группу поместили в комнату с высокой температурой, в таких условиях плазмодий жить не может, и комары не заражались. Через семь дней обе группы комаров покормили зараженной мышиной кровью опять. Как показали исследователи, иммунная система комаров, которые были пре-заражены, в десять раз более успешно боролась с плазмодием. Таких комаров умирало значительно меньше, чем не зараженных.

В борьбе с плазмодием есть два главных участника: во-первых, это клетки-гранулоциты. Ученые нашли в три раза больше этих клеток у заранее пре-зараженных комаров, чем у не зараженных. Когда гранулоциты обнаруживают инородные тела тела в крови, они могут либо уничтожить вторжение сами либо дать сигнал другим клеткам сделать это. Однако, как открыли исследователи, есть еще один механизм, принимающий участие в этом процессе. Ученые предположили, что бороться с плазмодием комару помогают бактерии, так как паразиты нарушают целостность кишечника, и бактерии могут оказаться в тех частях комара, где они обычно не живут. По предположению исследователей, это может запускать процесс превращения клеток иммунной системы в клетки-гранулоциты, что усиливает систему борьбы с плазмодием.

Чтобы проверить, так ли оно на самом деле, биологи повторили тот же самый эксперимент, но на этот раз дали комарам антибиотики, которые убили кишечных бактерий. В этом случае увеличения количества гранулоцитов у пре-инфецированных комаров не наблюдалось, и умирало таких комаров столько же, что и комаров из контрольной группы. Получается, что борьба с малярийным плазмодием — это непрямой результат борьбы иммунной системы с бактериями!

Чтобы выяснить, а можно ли создать антималярийную вакцину для комаров, исследователи дали насекомым сыворотку от комаров, зараженных плазмодием, при этом клетки-гранулоциты из сыворотки предварительно удалили. Комары, получившие сыворотку, заражались на 40 % меньше, чем те, что не получали сыворотки, и инфекция плазмодия у них развивалась в более слабой форме. Результаты исследования опубликованы в престижном научном журнале Science, краткое изложение дает ScienceNOWScienceNOW, краткое изложение дает ScienceNOW.

Это значит, что в крови комаров есть некий фактор, который стимулирует производство гранулоцитов, — говорит соавтор работы Каролина Бариллас-Мурри. Если исследователи научатся воспроизводить этот фактор и вводить его в насекомых, они смогут иммунизировать комаров, и те станут плохими переносчиками малярии.

Биолог Марсело Джакобс-Лорена из Университета Джона Хопкинса в Балтимор, Мэриленд, согласна, что понимание устойчивости комаров может иметь практическое применение.

Источник: www.strf.ru