В Южной Сибири действует «соколиная мафия» – WWF

Дополнительную угрозу существованию соколов в Алтае-Саянском регионе создают амбиции арабских шейхов – Всемирный фонд дикой природы

Всемирный фонд дикой природы обеспокоен состоянием популяций крупных соколов в Южной Сибири, в частности, в Республике Хакасия. По данным специалистов фонда, браконьерство по части хищных птиц в этом регионе поставлено на поток представителями арабских государств, которые вывозят живых птиц для нужд соколиной охоты, а также подменяют их гибридами, выращенными в питомниках.

«Браконьеры – это, в основном, выходцы из арабских стран, которые приезжают в Россию, получают вид на жительство и начинают заниматься нелегальным бизнесом. Если раньше их были единицы и они приезжали в регион наездами, то сегодня в Алтае-Саянах сформировалась настоящая «соколиная» мафия, которая имеет отлаженный бизнес. В арабских странах, стремительно разбогатевших на нефти, имеется устойчивый спрос на соколов, который формируют представители знати этих стран – шейхи. И пока в природе еще есть хоть один живой сокол, на его поимку шейхи будут тратить любые деньги только из-за слепой веры в то, что дикая птица лучше, чем выращенная в питомнике», – рассказывает Игорь Карякин, главный редактор журнала «Пернатые хищники и их охрана».

Так, по сообщению хакасской таможни, в июле 2012 года гражданин Объединенных Арабских Эмиратов и гражданин Народной Республики Бангладеш ввезли в Россию из ОАЭ 29 соколов под самым благовидным предлогом – переждать жаркое аравийское лето в более комфортных условиях Хакасии, а осенью вывезти птиц обратно. Пернатых хищников разместили в питомнике под Черногорском, где в августе они были осмотрены специалистами Россельхознадзора и Госкомитета по охране животного мира и окружающей среды Хакасии. Во время обследования специалисты зафиксировали все индивидуальные особенности птиц.

Но уже в октябре в ходе повторного осмотра обнаружилось, что номерные кольца соколов ранее принадлежали другим птицам, отличающимся как по возрастным, так и по половым признакам. Более того, некоторые особи за пару месяцев «сменили» и видовые признаки – кречеты стали сапсанами и балобанами! Эти факты позволили специалистам сделать вывод о том, что злоумышленники изначально планировали заменить старых и непригодных к охоте соколов на молодых птиц, пойманных браконьерами в Хакасии и других регионах России.

В ходе оперативных мероприятий было изъято 29 соколов, стоимость которых, по сообщению таможенников, составляет около четырёх миллионов рублей. В отношении гражданина ОАЭ, гражданина Бангладеш и оказавшего им содействие гражданина РФ возбуждено уголовное дело.

Как рассказал Игорь Карякин, предприимчивые «гости с юга» отлавливают в основном самок балобана, так как они крупнее и сильнее самцов. Вместо диких женских особей на волю выпускаются искусственно выращенные гибридные птицы, которые видят в самцах не половых партнёров, а добычу.

«Одной из причин сложившейся катастрофической ситуации с соколами является неэффективная их охрана как в пределах ООПТ, так и за их пределами,… главной причиной чего является недостаточное финансирование этих работ, низкая численность инспекторского состава  и, порой, отсутствие у инспекторов элементарных знаний в области биологии и экологии соколов. Чего, кстати, не скажешь о заезжих ловцах и их пособниках из числа местных жителей, которые, применяя знания на практике, успешно «опромышляют» популяции соколов в регионе, ставя их на грань уничтожения» – говорит Михаил Пальцын, координатор проектов Алтае-Саянского отделения WWF России.

Соколов ловят в Алтае-Саянах сотнями, столько же их добывают на путях миграции в Казахстане и Монголии. За последние 30 лет численность балобана в регионе сократилась как минимум в три раза, в Хакасии же – почти на 90 процентов, отмечается в материалах фонда.

Источник: www.wwf.ru