Преследуя добычу, соколы используют стратегию морского боя

Компьютерное моделирование стратегии преследования показало,что соколы используют обманные маневры , чтобы сбить с толку жертву.

Сокол считается самой быстрой птицей. Увидев жертву, сокол - сапсан пикирует на неё со скоростью 200 миль/ч (322 км/ч). Но до сих пор эмпирическим путем не проследили, как он отслеживает свою добычу. Технически сложно было записать траекторию его ​​полетов в трех измерениях. При моделировании стратегии преследования хищника, Сюзанна Амадор Кейн,  ведущий профессор физики и астрономии в Хаверфордском колледже, штат Пенсильвания, наблюдала документальные съемки  диких животных и решила оснастить птиц  миниатюрными видеокамерами, чтобы преодолеть эту трудность. Журнал экспериментальной биологии опубликовал выводы этого исследования в прошлом месяце.

В партнерстве с профессиональными сокольниками, Кейн установила на головы или спины кречетов ( Falco rusticolus ), сапсанов ( Falco Peregrinus) и гибридные виды соколов  миниатюрные видеокамеры. Таким образом, она смогла снять 48 операций преследования  ворон, дроф и других птиц в различных частях сельской Бельгии, Великобритании, США, и в Дубае. "Мы проанализировали видеоизображения, используя программное обеспечение  определили видимое положение добычи в поле птичьего  зрения, учитывая различные факторы, такие как их относительная скорость и расстояние между ними",  - говорит Кейн. Данные затем были обработаны и создано компьютерная модель преследования хищником жертвы. Результаты сильно отличались от ранее известных моделей охоты насекомых и млекопитающих.

"Самый простой способ схватить добычу - лететь прямо на нее. Поэтому, мы ожидали получить добычу в середине видеоизображения,"  - объясняет Кейн. "Еще одна идея, предложенная биологом Вэнсом Такером в 2000 году, заключалась в том, что соколы летают по спиральной траектории и держат свою добычу под углом, примерно 45 градусов в поле зрения, угол, под которым они имеют самую высокую остроту зрения. "

Оба эти предположения оказались неверными, и исследователи обратились к летучим мышам и стрекозам, чтобы получить представление о том, как соколы работают. "Эта работа показала, что эти животные используют стратегию обманного маневра", - добавляет Кейн. "Хищник выбирает точку, в которой он будет перехватывать добычу используя свою скорость и устанавливает курс на это место, постоянно сохраняя добычу  в поле зрения. Именно это мы наблюдали с соколами."

hawk

Это очень эффективная стратегия, потому что добыча почти всегда достается хищнику. Видимое положение хищника в поле зрения добычи не меняется, создавая впечатление, что угроза все еще на большом расстоянии, пока не становится слишком поздно. В морском бое используются подобные маневры.

Однако, бывает, что добыча поворачивается и летит в сторону хищника, тогда он прекращает преследование.

Кейн теперь планирует изучить других хищников - ястребов-тетеревятников и перепелятников, у которых есть свои собственные стратегии преследования добычи.

Эта статья появилась в Гардиан Weekly , который включает в себя материал из Le Monde