Учёные определили гены, влияющие на многообразие лиц

Даже у мышей есть специфические различия лицевой части черепа, которые кодируются определёнными участками ДНК

Генетики вплотную приблизились к пониманию того, почему лица людей отличаются друг от друга. При помощи мышей исследователи, опубликовавшие свой труд в журнале Science, сумели обнаружить тысячи небольших фрагментов ДНК, которые воздействуют на процесс формирования черт лица, а также продемонстрировали, что модификация этих генов может приводить к изменению формы лица.

Группа учёных из разных стран обнаружила более 4000 «энхансеров» – участков ДНК, «включающих» или «выключающих» транскрибирование генов в геноме мыши и участвующих в формировании лицевых черт. Для 200 из них было установлено, каким образом и где они воздействуют на рост тканей у мышей и что будет, если некоторые энхансеры удалить.

«Человеку трудно уловить отличия в лицах мышей. На помощь нам пришли результаты сканирования формы черепов, которые выявляют очень тонкие различия в форме костей и тканей», – говорит Аксель Визель из Института геномных исследований при Лоуренской Национальной лаборатории в Беркли, Калифорния.

Выяснилось, что под влиянием энхансеров или при их отсутствии у некоторых мышей формировались более длинные или более короткие черепа, у других мордочки различались по ширине.

По словам профессора Визеля, данное исследование очень важно для понимания серьёзных нарушений развития костных и мягких тканей черепа и лица, таких, как волчья пасть и заячья губа.

«Это очень серьёзные нарушения в развитии детей. Они влияют на кормление, развитие речи, дыхание, для их исправления необходимы серьёзные хирургические вмешательства, а кроме того, они часто приводят к психическим травмам», – отметил учёный.

Уже первые результаты, добавил он, указывают на чрезвычайную сложность этого генетического механизма, и не стоит рассчитывать на то, что в ближайшем будущем генетический анализ сможет прогнозировать внешний вид человека или что родители получат возможность менять генетический материал с целью изменения внешности будущего ребёнка.

внешность человека восприятие лиц генетика изменчивость