"Фабрика сверхтяжелых элементов" заработала

25 марта в городе Дубне в рамках проведения очередной сессии Комитета полномочных представителей государств-членов Объединенного института ядерных исследований состоялся запуск циклотрона ДЦ-280

25 марта в городе Дубне в рамках проведения очередной сессии Комитета полномочных представителей государств-членов Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ) состоялся запуск циклотрона ДЦ-280 ― базовой установки "Фабрики сверхтяжелых элементов" .

Главная задача ДЦ-280 - Дубненского циклотрона - открытие новых химических элементов. Первые эксперименты запланированы на второй квартал 2019 года. В них примут участие американские, европейские, японские и китайские ученые.

Ранее в ОИЯИ физики смогли синтезировать пять новых элементов: флеровий-114, московий-115, ливерморий-116, теннессин-117 и оганесон-118. Возможно, что именно на новом ускорительном комплексе будут получены еще не известные науке элементы под номерами 119 и 120. Развитие этого научного направления связано с реализацией проекта первой в мире "Фабрики сверхтяжелых элементов".

На химической фабрике учёные будут буквально создавать неизвестные ранее элементы. Дело в том, что сверхтяжёлые элементы очень сложно получить. Элементы тяжелее урана, чей атомный номер в таблице - 92 (номер равен количеству протонов) на Земле не найдены. Поэтому элементы тяжелее урана синтезируются искусственно. А элементы с атомными номерами более 100 удаётся синтезировать только на мощных ускорителях. В них тяжелое ядро-мишень обстреливают более легкими ядрами-снарядами. Ядра новых элементов возникают в случае точного попадания и слияния ядер снаряда и мишени. И здесь очень важна интенсивность пучка, то есть количество ядер-снарядов, достигающих ядро-мишень за одну секунду. Интенсивность пучка ДЦ-280 (60 трлн ядер в секунду) в 10 раз больше, чем у ускорителей-предшественников, У-400 и У-400 М, также созданных в Дубне.

"Это уникальный проект для России и очень важный проект для развития науки в мире. Это первый прибор такого уровня в мире. Эта "Фабрика"позволит нам синтезировать новые элементы. Проект "Фабрики сверхтяжелых элементов" позволит нам развивать преимущества и внесёт значительный вклад в обеспечение лидерства российской науки в общемировом масштабе", - уверен министр науки и высшего образования Михаил Котюков.

"фабрика сверхтяжелых элементов" циклотрон дц-280