Проблемы зрительного восприятия – следствие расизма?

Как показали эксперименты, европейцы испытывают трудности при зрительном восприятии представителей других рас

Европейцу труднее воспринять зрительный образ представителя другой расы, чем своей собственной. Это может быть следствием расовых предрассудков, полагают нидерландские неврологи.

В ходе эксперимента Яир Пинто (Yair Pinto) и его коллеги из Амстердамского университета предложили 45 «белым» голландцам пройти стандартный тест на так называемое бинокулярное соревнование – несовпадение изображения в глазах. При этом одному глазу предлагались некие геометрические рисунки высокой контрастности, а другому – низкоконтрастные изображения лиц людей европейского и арабского типов и негроидной расы.

Сначала испытуемые практически не воспринимали изображения низкой контрастности. Но как только резкость лиц повысилась, то напротив, невидимыми стали узоры. Затем участникам исследования было предложено зафиксировать момент, когда они начинают видеть то или иное лицо, нажав кнопку на компьютере. Выяснилось, что восприятие изображений африканцев или арабов занимает в среднем на одну сотую секунды больше времени, чем европейцев.

Также команда учёных оценила скрытые расовые предрассудки добровольцев, используя тест, в котором предлагалось установить соответствие между понятиями «белый» и «чёрный», «хороший» и «плохой». Те, у кого эти предрассудки были выражены сильнее всего, испытывали наибольшие трудности с восприятием «небелых» образов.

«Мы ожидали, что именно марокканские и африканские лица будут наиболее активно фиксироваться сознанием, и были весьма удивлены, обнаружив обратное», – сказал Яир Пинто.

Однако его коллеги из соседней Бельгии считают, что прямой связи с расизмом здесь нет. По словам невролога Акселя Клиреманса (Axel Cleeremans) из Свободного университета Брюсселя, это скорее давно известный эффект «своей расы»: африканцы или азиаты многим европейцам кажутся «на одно лицо», тогда как вряд ли кто может описать «среднего» представителя собственной расовой или этнической группы.

Приняв к сведению эти доводы, Пинто решил провести аналогичный эксперимент с представителями марокканской и африканской диаспор в Нидерландах. «Мы знаем, что эти люди в Голландии устойчиво ассоциируют себя со своей группой, но в то же время имеют негативные стереотипы о ней. Если результат эксперимента будет таким же, как и с белыми людьми, то это означает подтверждение нашей гипотезы. Но если здесь действительно играет роль только то, кому какая раса больше знакома, он будет противоположным», – говорит учёный. Он добавил, что необходимо также включить в опыт образы животных: ведь расовые предрассудки многие люди предпочитают скрывать, в то же время открыто демонстрируя пренебрежительное отношение к крысам или насекомым.

Источник: Мо Костанди (Mo Costandi), Nature.com