Вымирание видов связали с движением Солнечной системы

Российский учёный солидаризовался с гипотезой англичан о причинах великих массовых исчезновений

В науке выделяется пять великих массовых исчезновений, то есть вымираний более чем 75 % видов за короткое время, которые происходили на границах геологических периодов. Доктор геолого-минералогических наук, главный научный сотрудник Института океанологии РАН Макс Бараш полагает, что связаны они с орбитальным движением Солнечной системы. Об этой гипотезе рассказывает интернет-портал «Наука и технологии России» со ссылкой на журнал «Доклады Академии наук».

Бараш считает, что все частные причины великих массовых исчезновений (чередование оледенений и потеплений, изменение уровня моря и газового состава атмосферы, смещение материковых плит, вулканическая активность, столкновение планеты с крупными астероидами), сводятся к двум факторам: земным и космическим. Они действуют одновременно.

Так, причиной позднепермского вымирания, которое произошло 252–251 млн лет назад, стали изменения в ядре и мантии Земли, вызвавшие сильную вулканическую активность. В воздухе повис вулканический пепел, солнечные лучи с трудом проходили через атмосферу, а это вызвало выпадение кислотных дождей, похолодание и мешало фотосинтезу. Однако в то же время Земля столкнулась с несколькими крупными астероидами.

Подобное одновременное проявление независимых друг от друга явлений говорит о том, что они имеют общие причины. По мнению Бараша, наиболее правдоподобной выглядит гипотеза учёных из Открытого университета (Великобритания) Майкла Гиллмана и Хилари Эренлер. Они обнаружили, что усиленная вулканическая активность и столкновения с астероидами связаны с орбитальным движением Солнечной системы вокруг центра Млечного Пути и пересечением ветвей Галактики, а также с колебаниями положения Солнечной системы относительно галактической плоскости.

К вымиранию видов приводят не все явления, вызванные орбитальным движением Солнечной системы. В то же время, к массовому исчезновению видов может привести и один фактор, если он имеет очень яркое выражение, например, активный вулканизм или космическое событие.

вымирание институт океанологии солнечная система