Роскосмос и ЕКА подпишут договор о совместной программе «ЭкзоМарс»

Соглашение предусматривает сотрудничество России и ЕКА по целому ряду направлений

27 ноября в Париже Роскосмос и Европейское космическое агентство (ЕКА) могут подписать соглашение о совместном осуществлении проекта «ЭкзоМарс». Об этом сообщает РИА Новости.

«Подписание, как ожидается, состоится 27 числа, в Париже, документ должны подписать глава Роскосмоса Владимир Поповкин и глава ЕКА Жан-Жак Дорден», – сказал собеседник агентства. До подписания, 19 ноября, пройдёт заседание совета стран-участниц ЕКА, который даст окончательное согласие на подписание документа.

Проект «ЭкзоМарс» предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году – отправку марсохода. Первоначально это была совместная миссия НАСА и ЕКА, но американская сторона вышла из участия в проекте, оставив его без носителя.

После этого европейцы обратились к России с просьбой предоставить носитель. В свою очередь, российская сторона заявила, что хотела бы полноправного участия. В апреле главы Роскосмоса и ЕКА на встрече в Москве договорились о совместной работе по проекту «ЭкзоМарс».

Проект соглашения предусматривает, что европейские специалисты будут создавать орбитальный зонд TGO (Trace Gas Orbiter), основной задачей которого будет изучение малых газовых составляющих атмосферы Марса, а также демонстрационный посадочный модуль EDM. Российские ученые создадут для орбитального аппарата научные приборы. Кроме того, российская сторона предоставляет ракету-носитель «Протон-М» и обеспечивает запуск зонда с космодрома Байконур.

Для миссии 2018 года, которая предполагает доставку на Марс европейского исследовательского ровера и российской посадочной платформы, Россия также предоставляет ракету и ряд научных приборов.

Помимо сотрудничества в проекте «ЭкзоМарс» документ предусматривает также совместное осуществление европейского проекта по исследованию спутников Юпитера JUICE и российского — по посадке на Ганимед автоматического зонда.

В соглашении также будет говориться о намерении вместе продолжить исследование Луны — в рамках миссии российского посадочного аппарата «Луна-Ресурс» и миссии LPSR (Lunar Polar Sample Return) по доставке образцов грунта.

ека марс международное сотрудничество роскосмос экзомарс