Учёных беспокоит, что на «ЭкзоМарс» не выделяют средства

По словам директора ИКИ РАН, последствия задержки финансирования разработки носителя для миссии «ЭкзоМарс» могут быть катастрофическими

Российские учёные, участвующие в совместном с Европейским космическим агентством (ЕКА) проекте «ЭкзоМарс», обеспокоены задержкой финансирования со стороны Роскосмоса. Она может привести к срыву сроков миссии, передаёт РИА Новости слова директора Института космических исследований (ИКИ) РАН Льва Зелёного.

В настоящее время ученые разрабатывают приборы для орбитального и посадочного аппаратов миссии, запуск которых планируется в 2016 и 2017 годах, но не получают на это средств. «Эти эксперименты готовятся, но есть проблема, по условиям финансирования у нас есть беспокойство и тревога. Мы до сих пор не получили ни рубля, хотя средства существуют, это средства, полученные в качестве страховых выплат после катастрофы “Фобос-Грунта”», сказал Зелёный журналистам.

Ранее ожидалось, что договор между Роскосмосом и ЕКА будет подписан в конце ноября. «Осталось несколько чисто формальных моментов, и пока соглашение не подписано, мы не получим средств», – пояснил директор института.

При этом договор между Роскосмосом и ИКИ, который будет создавать приборы, скорее всего, будет подписан ещё позже. «Боюсь, что договора мы подпишем не раньше весны, что поставит в катастрофическую ситуацию тех, кто делает приборы», – отметил Зелёный.

«Через нас проходит граница: все с кем мы работаем, наши смежники, просят, чтобы им платили, а все, кто находятся выше, они не считают обязательным платить нам», сетует заведующий лабораторией космической гамма-спектроскопии ИКИ Игорь Митрофанов.

Проект «ЭкзоМарс» предполагает отправку в 2016 году орбитального зонда для исследования Марса и высадку на его поверхность посадочного модуля, а в 2018 году — отправку марсохода. Это была совместная миссия НАСА и ЕКА, но американская сторона вышла из проекта, после чего Европа обратилась к России с просьбой создать носитель. Задержка подписания соглашения вызвана затянувшимся согласованием в МИД РФ.

ики ран роскосмос финансирование экзомарс