Опубликованы результаты работы Neutron Landscape Group (NLG) — ученые высказали свои идеи по обновлению плана действий, разработанного Европейским стратегическим форумом, для развития исследовательской инфраструктуры ЕС. Исследователи обеспокоены предстоящим сокращением источников нейтронов для проведения научных исследований. Об этом сообщает Science.

Впервые этот документ был издан в 2006 г. План 2016 года в общей сложности включает 21 проект, в том числе строительство объектов по изучению атмосферы, систем «река-море», безопасности продуктов питания, а также солнечного телескопа и нового центра культурного наследия. Еще один проект — строительство нейтринного телескопа KM3NeT на дне Средиземного моря.

Исследование нейтронов сегодня рассматривается как часть более широкого «ландшафтного анализа». Руководители NLG, физики Колин Карлайл (Colin Carlile) и Катерина Петрилло (Caterina Petrillo), призвали более шести тысяч европейских ученых и инженеров использовать нейтроны для изучения структуры и поведения самых разных материалов — от магнитов и сверхпроводников до пластика и белков. Они указали в документе, что более двух третей всех источников нейтронов на континенте, построенные в 1960–1970 годы, придут в негодность в течение ближайших десяти лет.

Европейский источник расщепления (ESS), который строится в Лунде (Швеция) будет использовать ускоритель протонов для производства самого мощного в мире пучка нейтронов. По планам он должен начать работу в 2019 г. Но из-за ограниченного начального финансирования объект может реально начать работу только в 2028 г. и будет иметь лишь 16 инструментов, по сравнению с 40 действующими сейчас в Институте Лауэ-Ланжевена (Франция). Соглашение о совместной эксплуатации этой последней установки между Германией, Францией и Великобританией, истекает в 2023 г.

Колин Карлил говорит, что такое сокращение не только будет иметь разрушительные последствия для текущих проектов, но и затруднит доступ молодым исследователям к экспериментальным площадкам с использованием источников нейтронов. В ближайшие 15 лет европейские ученые будут вынуждены сократить использование подобных установок — от 40% до 50%. Исследователь также выразил опасения, что ESS не достигнет заявленной производительности в 5 мегаватт к 2025 году. Он выразил надежду, что проект будет поддержан руководителями государств. Однако все чаще сегодня озвучивается идея об ограничении производительности ESS 2 мегаватт.

В целом, в ближайшие 15 лет объем «научных» нейтронов в Европе может сократиться до 20% от используемых сегодня. Расширение имеющейся технической базы, по оценкам Карлила, может обойтись в €200 000, что совсем не дешево, однако все же не так затратно, как строительство нового источника нейтронов, аналогичного ESS.

Ранее портал Научая Россия писал о компактном генераторе нейтронов, разрабатываемого в Институте прикладной физики РАН.