Смоделировано метаболическое движение эвгленид

Впервые учёным удалось понять, как простейшие эвглениды двигаются без жгутиков

Итальянские учёные смоделировали уникальный способ движения, присущий простейшим эвгленидам. Результаты их работы опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, передаёт портал AlphaGalileo Foundation.

Многие эвглениды обладают особым типом движения – не жгутиковым, а метаболией. Оно осуществляется за счёт деформаций клетки. До настоящего времени не было понятно, как именно работает этот способ.

Группа учёных под руководством Антонио Де Симоне из лаборатории SISSA детально охарактеризовала метаболическое движение. «Мы использовали микроскопические видеозаписи и количественно описали движение, используя статистические методы. Затем мы взяли эти данные для создания математической модели движения, в котором ключевую роль играет скольжение мембраны», – сказал учёный.

«Пока у нас нет прямого подтверждения того, что этот протист двигается по нашей модели, но мы дали детальное описание механизма с учётом имеющихся данных», – добавил Де Симоне. Проведённая работа – пример так называемого обратного конструирования, то есть создания новых технологий, основанный на разборе, к примеру, природного образца.

«Только представьте, что могут делать микророботы и микрокамеры, движущиеся внутри тела человека! Подобные исследования закладывают основы построения аналогичных систем и дают ответы на вопросы биологов о природе эвгленид и эволюционном значении их способа передвижения», – пояснил руководитель работ.

«В основе модели механизма лежит скользящее движение. На сегодняшний день мы не обладаем микроскопической техникой, которая позволила бы видеть ткани мембран эвгленид in vivo, но мы работаем над этим, это одна из наших целей», – заключил биолог Альфред Беран (Alfred Beran) из Итальянского национального института океанографии и экспериментальной геофизики.

биомеханика математическое моделирование простейшие