Сорок лет назад начала строиться европейская сеть наземных телеметрических станций для наблюдений за космосом — Estrack. Сейчас сеть охватывает десять станций в семи странах, управляемых из космического центра в Дармштадте (Германия). За год Estrack в среднем отслеживает более 20 миссий, проводя порядка 45 тысяч часов наблюдений. Об этом сообщает пресс-релиз Европейского космического агентства (ESA).

Ядром Estrack стала наземная космическая станция в Виллафранка-дель-Кастилло (Испания), построенная для слежения за Международным исследовательским телескопом, работавшем в ультрафиолетовом диапазоне. Сорок лет назад, 19 мая 1975 года, станцию подчинили Европейской организации исследования космоса ESRO, вошедшей позднее в ESA. 15-метровая параболическая тарелка станции в Испании стала частью первых значительных миссий ESA: Marecs, Exosat, ISO, Integral, Cluster, а затем XMM и ATV. Позже к ней присоединили станции слежения за спутниками в Швеции, Испании, Французской Гвиане, Бельгии, Австралии.

В 2000-х ESA занялось строительством телескопов для изучения глубокого космоса. Первой построили 35-метровую антенну в Нью-Норсии в Австралии, затем возвели станции в Себрерос (Испания) и Маларгуе (Аргентина). С помощью этих станций ESA держит связь с межпланетными космическими аппаратами, в том числе с Rosetta (управляемый этим аппаратом модуль «Филы» сел на комете Чурюмова-Герасименко в ноябре 2014 года, о чем сообщал портал Научная Россия), Venus Express, Mars Express, наблюдает Солнце и пространство между точками Лагранжа в системе Солнце — Луна.

Estrack следит не только за европейскими миссиями, но и сотрудничает с космическими агентствами других стран: США, Россия, Франция, Япония, Китай. Так, станции наблюдают за японским космическим аппарата «Хаябуса-2», который приземлится на астероиде в 2018 году.