Одно из тёмных мест во Вселенной так и осталось тёмным

Астрономам ESO не удалось «засветить» один из участков в созвездии Ориона, который принимали за облако космической пыли

На новом прекрасном снимке, полученном с телескопом APEX (Atacama Pathfinder Experiment) Европейской южной обсерватории (ESO) в Чили – облака космической пыли в области созвездия Ориона. В видимых лучах эти плотные межзвёздные облака выглядят тёмными и непрозрачными, но камера LABOCA, установленная на телескопе APEX, способна зарегистрировать тепловое излучение пыли и выявить скрытые очаги образования новых звёзд. Впрочем, одно из этих тёмных мест на деле является вовсе не тем, чем кажется.

В космосе плотные облака газа и пыли являются местами, в которых рождаются новые звёзды. Обычно они скрыты от глаз земного наблюдателя. Их непрозрачность так велика, что, когда знаменитый астроном Вильям Гершель наблюдал одно такое облако в созвездии Скорпиона в 1774 году, он подумал, что эта область неба полностью лишена звёзд и, как говорят, воскликнул: «Это настоящая дыра в небе!»

Чтобы лучше понять процесс звездообразования, астрономам нужны телескопы, которые способны «видеть» волны большей длины, чем световые – например, волны субмиллиметрового диапазона. В этих лучах тёмные пылинки испускают, а не поглощают свет. Телескоп APEX, установленный на плато Чахнантор в Чилийских Андах – самая большая в южном полушарии индивидуальная субмиллиметровая антенна.

Ближайшей к нам подобной областью активного рождения звёзд является комплекс молекулярных облаков в созвездии Ориона, расположенный на расстоянии в 1500 световых лет от Земли. Он включает в себя туманность NGC 1999, в центре которой тоже видно тёмное пятно (его засекал и космический телескоп «Хаббл»). При первом приближении оно кажется как раз признаком наличия «звёздных яслей», скрытых космической пылью. Однако даже при наблюдении в телескоп APEX это пятно остается совершенно тёмным.

Таким образом, данные APEX в сочетании с данными инфракрасных наблюдений на других телескопах наводят астрономов на предположение, что этот объект и вправду оказался «дыркой в небе» – если точнее, полостью в веществе туманности, которая «вырыта» материей, истекающей из звезды V380 Ориона.

газопылевые облака европейская южная обсерватория звёздообразование туманность