Астрономы нашли «дикую» планету?

Планета, обнаруженная с помощью телескопов VLT ESO (Чили) и CFHT (Гавайи) с большой долей вероятности не связана ни с одной из известных звёзд

При помощи Сверхбольшого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO, Чили) и Канадско-Франко-Гавайского телескопа (CFHT, Гавайи) астрономы нашли небесное тело, которое с большой вероятностью является одинокой планетой, блуждающей в пространстве и не связанной ни с какой материнской звездой. На сегодняшний день этот объект остается наиболее интересной и самой близкой к Солнечной системе (на расстоянии около 100 световых лет) возможной «блуждающей планетой». Её сравнительная близость к Солнцу и отсутствие рядом какой-либо яркой звезды позволили исследователям в деталях изучить её атмосферу. Этот объект, кроме того, дает представление об экзопланетах, получение изображений которых станет задачей инструментов будущего.

Ранее учёные уже находили тела планетарной массы, не входящие в звёздные системы, но так как их возраст был неизвестен, астрономы не могли сказать наверняка, являются они действительно планетами или коричневыми карликами – «недозвёздами», масса которых недостаточна для того, чтобы в их недрах смогли запуститься ядерные реакции и началось термоядерное горение. Однако объект с обозначением CFBDSIR2149, открытый наблюдательной группой CFHT и детально изученный в ESO, настолько тесно ассоциируется с так называемой движущейся группы AB Золотой Рыбки, что можно сделать выводы о многих его параметрах, включая температуру, массу и состав атмосферы.

«Обнаружить планету рядом со звездой – всё равно, что найти светлячка, сидящего в сантиметре от видной вдалеке мощной автомобильной фары. Обнаружение близкорасположенного блуждающего объекта даёт нам шанс изучить такого «светлячка» в деталях, когда ослепительный свет фар не мешает его разглядеть... Изучение таких объектов очень важно: они помогут нам лучше понять, как могут планеты выбрасываться из своих планетных систем, или как в процессе звездообразования могут формироваться очень маломассивные тела», – поясняет французский астроном Филипп Делорм (Philippe Delorme).

блуждающая планета европейская южная обсерватория канадско-франко-гавайский телескоп планеты экзопланеты