В ESO, возможно, зафиксировали рождение гигантской планеты

Наблюдая в телескоп VLT газово-пылевой диск вокруг одной из звёзд, астрономы по ряду признаков предположили, что в нём зарождается планета, п

С помощью Сверхбольшого телескопа (VLT) астрономам Европейской южной обсерватории, возможно, удалось выполнить первые прямые наблюдения формирующейся планеты, всё ещё находящейся внутри плотного газопылевого диска. Это открытие может в значительной степени улучшить наше понимание процесса образования планет и дать учёным возможность эмпирически проверить существующие на этот счёт теории.

Международная группа исследователей под руководством Саши Кванца (Sascha Quanz) из Федеральной политехнической школы Цюриха (Швейцария) изучила газопылевой диск вокруг молодой звезды HD100546, находящейся на относительно небольшом (335 световых лет)  расстоянии от Земли. В соответствии с современными теориями, гигантские планеты образуются путём конденсации части такого облака, оставшегося после образования звезды. Астрономы зарегистрировали на новом изображении пылевого околозвёздного диска вокруг HD100546 структурные детали, которые согласуются с этой гипотезой, – в частности, слабое уплотнение, которое, вероятно, и обозначает место зарождающегося небесного тела.

HD 100546 является хорошо изученным объектом; уже известно, что вокруг этой звезды на расстоянии примерно вшестеро большем, чем Земля вокруг Солнца, обращается планета-гигант. Кандидат в планеты, обнаруженный сейчас, находится ещё примерно в десять раз дальше от центральной звезды, на периферии системы. Возможно, он также окажется близок по размерам и структуре к Юпитеру, сообщают учёные.

европейская южная обсерватория рождение планет экзопланеты