В ESO открыт новый и очень редкий тип галактик

Галактики, прозванные за их необычный вид «зелёной фасолью», светятся целиком, а не только центральной частью

Наблюдения Сверхбольшого телескопа Европейской южной обсерватории (VLT ESO) позволили открыть новый класс галактик. За необычный вид эти небесные объекты прозвали «зелёной фасолью».

У многих галактик в центре находится гигантская чёрная дыра, присутствие которой вызывает интенсивное свечение окружающего её газа. Однако в случае «зелёной фасоли» свет исходит не только из центральной области, но и от всей галактики в целом.

Открытие сделал астроном Миша Ширмер (Mischa Schirmer) из американо-чилийской обсерватории Gemini. Просматривая различные изображения, полученные с помощью телескопов, он наткнулся на один объект, который выглядел как галактика, но был ярко-зелёным. Учёный сразу подал заявку на наблюдения с VLT, и через несколько дней его коллеги определили, что галактика, получившая обозначение J2240, находится в созвездии Водолея и свет от неё идёт до Земли около 3,7 млрд. лет.

После этого открытия группа астрономов, возглавляемая Ширмером, просмотрела список почти миллиарда других звёздных скоплений и нашла ещё 16 объектов с похожими свойствами, что было подтверждено наблюдениями на телескопе «Gemini-Юг». Эти галактики оказались так редки, что в кубе с ребром в 1,3 миллиарда световых лет в среднем находится только один такой объект.

«Эти светящиеся области – фантастически удачная возможность попытаться понять физику галактик. Всё равно, что вставить в далёкую галактику медицинский термометр… Они такие огромные и яркие, что, несмотря на очень большие расстояния, их можно наблюдать во всех деталях», – говорит Ширмер.

Как полагают учёные, эти звёздные массивы получают энергию от центральных чёрных дыр, прежде бывших очень активными, но теперь «выключенных». Галактики, в которых активность центральной области угасает, находятся в очень быстротекущей фазе своей жизни, и в ходе дальнейших исследований группа Ширмера надеется изучить причины их раннего угасания.

Около пяти лет назад участниками астрономического краудсорсинг-проекта «Галактический зоопарк» (Galaxy Zoo) были впервые отмечены галактики типа «зелёный горошек». Хотя «зелёная фасоль» получила своё название за внешнее сходство с ними (похожий цвет свечения, но более крупный размер), свойства этих двух типов объектов радикально различаются: в «горошинах» протекают бурные процессы звездообразования.

астрономические наблюдения галактики европейская южная обсерватория космология черная дыра