ESO разгадала один из секретов симметрии в космосе

Необыкновенно симметричная форма планетарной туманности Fleming 1 обусловлена парой стареющих звёзд, вращающихся вокруг общего центра тяжес

Сверхбольшой телескоп Европейской южной обсерватории (VLT ESO) помог раскрыть один из секретов необычайно правильной формы некоторых космических объектов. С его помощью астрономы обнаружили пару звёзд, обращающихся вокруг общего центра тяжести внутри планетарной туманности Fleming 1. Новый результат подтверждает давно обсуждаемый механизм, который определяет живописные симметричные очертания вещества, выбрасываемого в пространство.

Планетарные туманности представляют собой светящиеся газовые оболочки вокруг звёзд класса белых карликов (находящихся на конечных стадиях своей эволюции). У этих туманностей есть свойство извергать из своей центральной части (ядра) очень быстро движущиеся струи газа – джеты. Джеты Fleming 1 не только чрезвычайно симметричны, но и сплетаются в узловатые, переплетённые узоры. Происхождение такой формы долго вызывало оживлённые дискуссии среди учёных. И вот теперь группа исследователей под руководством Генри Боффина (Henri Boffin), сопоставив данные наблюдений на VLT с компьютерной моделью туманности, впервые объяснила во всех подробностях, как возникли эти причудливые структуры.

Боффин и его коллеги обнаружили, что в центре Fleming 1, скорее всего, не один, а два белых карлика, совершающих оборот вокруг общего центра тяжести за 1,2 дня. Хотя и раньше в центрах планетарных туманностей обнаруживались двойные звёзды, системы из двух белых карликов, обращающихся друг вокруг друга, встречаются очень редко.

«Астрономы и раньше предполагали, что у этой туманности в центре двойная звезда, но они всегда считали, что в этом случае пара является широкой, с орбитальным периодом в десятилетия или больше. Благодаря нашим наблюдениям и построенной нами модели, которые позволили нам изучить эту необычную систему в деталях и заглянуть глубоко в недра туманности, мы установили, что эта двойная в несколько тысяч раз более тесная», – говорит руководитель исследований.

Удивительная симметрия наблюдаемого объекта, в свою очередь, объясняется взаимодействием частей двойной системы через аккреционный диск, который образуется, когда одна звезда «высасывает» вещество из другой. Вращение двух тел вокруг общего центра тяжести приводит к тому, что этот диск вибрирует, как вращающийся волчок. Такое движение, именуемое прецессией, и определило форму джетов.

Туманность Fleming 1 названа в честь шотландского астронома Вильемины Флеминг (Williamina Fleming), которая открыла её в 1910 году. Интересен жизненный путь этой женщины: начав с места горничной у директора обсерватории Гарвардского колледжа, она через некоторое время была принята в число «вычислительниц» (англ. Harvard Computers) – сотрудниц, выполнявших математическую обработку данных и другие вспомогательные работы, – а затем сама занялась наукой. Флеминг открыла множество астрономических объектов, в том числе 59 газовых туманностей, более 310 переменных звёзд и 10 новых.

Необходимо отметить, что планетарные туманности не имеют никакого отношения к планетам, а название своё получили ещё в 18 веке из-за схожести формы дисков при наблюдении в небольшие телескопы.

eso астрономические наблюдения европейская южная обсерватория симметрия туманность