ESO: шаг вперёд в изучении карликовых планет

В отличие от Плутона, карликовая планета Макемаке лишена атмосферы, выяснили астрономы Европейской южной обсерватории

Астрономы Европейской южной обсерватории продвинулись вперёд в изучении карликовых планет Солнечной системы. Им удалось выяснить, что планета Макемаке, орбита которой расположена между Плутоном и Иридой, лишена атмосферы.

Макемаке – одна из пяти карликовых планет, зарегистрированных на сегодняшний день Международным Астрономическим Союзом (остальные четыре – это Церера, Плутон, Хаумея и Ирида). Она была открыта в марте 2005 года, а три года спустя получила официальное имя в честь бога плодородия в мифах аборигенов острова Пасхи. Отсутствие у Макемаке спутников и огромное расстояние от этой планеты до Земли делают её изучение весьма трудной задачей.

Группа исследователей под руководством Хосе Луиса Ортиса (José Luis Ortiz) из испанского Астрофизического института Андалусии объединили данные многочисленных наблюдений покрытия планетой Макемаке звезды NOMAD 1181-0235723. Событие было зафиксировано с помощью телескопов ESO VLT, NTT и TRAPPIST, а также ещё нескольких оптических приборов в Чили и Бразилии.

Покрытием называется своего рода «звёздное затмение», когда планета оказывается на одной прямой с какой-либо звездой. Эти редкие явления позволяют астрономам многое узнать об иногда очень разреженных атмосферах вокруг далёких, но важных для науки малых планетах Солнечной системы, а также о других параметрах этих небесных тел.  В случае Макемаке покрытия случаются особенно редко, так как эта планета движется в области неба, где звёзд относительно мало. Поэтому успешные кооперативные наблюдения покрытия, выполненные скоординированной группой учёных в разных точках Южной Америки, считаются крупным научным достижением.

«Когда Макемаке прошла между Землёй и звездой и на короткое время загородила от нас её свет, звезда исчезла из виду, а потом вновь появилась внезапно, а не постепенно. Это означает, что у этой маленькой карликовой планеты нет сколько-нибудь значительной атмосферы… Сведения, которые мы впервые получили о планете Макемаке, позволили нам сделать большой шаг вперед в наших исследованиях ледяных карликовых планет», – сообщил Хосе Луис Ортис.

eso европейская южная обсерватория макемаке малые планеты солнечная система