Ещё один рекордный инструмент установлен в ESO

Инфракрасный спектрограф KMOS может одновременно наблюдать 24 объекта благодаря консолям в виде механических рук

В Европейской южной обсерватории появился ещё один рекордный астрономический инструмент. Мультиобъектный инфракрасный спектрограф полосы К (K-band Multi-Object Spectrograph – KMOS), смонтированный на Базовом телескопе UT1 VLT ESO в обсерватории Паранал в Чили, успешно начал работу. Благодаря своей конструкции он может одновременно наблюдать до 24 различных космических объектов. Это даст учёным возможность получить ключевые данные, которые помогут понять, как появлялись и эволюционировали галактики в ранней Вселенной.

Чтобы изучать ранние стадии развития галактик, астрономам необходимы три возможности: наблюдать в инфракрасном диапазоне, одним наблюдением фиксировать большую группу объектов и для каждого из них картографировать изменения параметров от точки к точке. KMOS способен выполнять эти три вида операций одновременно. До сих пор специалисты могли составлять детальные карты звёздных скоплений лишь поодиночке, а во время наблюдения множества объектов картографирование было невозможно. Поэтому детальное исследование большой выборки могло занять годы. С новым детектором эти сроки уменьшатся до нескольких месяцев.

KMOS снабжён роботизированными «руками»-консолями, независимо друг от друга устанавливаемыми именно в те положения, в которых на приёмники одновременно попадает свет от 24-х удалённых галактик или других объектов. Каждая консоль, в свою очередь, накрывает изображение объекта светочувствительной площадкой размером 14х14 пикселей; каждая из этих 196 точек собирает свет от различных частей галактики и расщепляет его на составляющие цвета в виде спектра. Затем эти слабые сигналы регистрируются сверхчувствительными инфракрасными приёмниками. В исключительно сложном инструменте более тысячи оптических поверхностей, выполненных с высокой точностью и тщательно отъюстированных.

Этот уникальный прибор спроектирован и изготовлен консорциумом научно-исследовательских учреждений Германии и Великобритании в сотрудничестве со специалистами самой ESO.

«Я в восторге от фантастических возможностей KMOS, которые открывают путь к изучению удалённых галактик. Возможность наблюдать одновременно 24 галактики позволит нам строить выборки объектов беспрецедентного размера и качества. Сотрудничество всех партнёров проекта и ESO не оставляет желать лучшего, и я очень благодарен всем, кто внёс вклад в создание KMOS», – говорит Ральф Бендер (Ralf Bender) из астрономической команды Мюнхенского университета, один из руководителей проекта.

галактики европейская южная обсерватория инфракрасный детектор космология оптика телескоп