Красный гигант принёс новые открытия ESO

Звезда R Скульптора выбрасывает в пространство больше вещества, чем предполагалось ранее, и у неё может быть невидимый «компаньон»,…

С помощью телескопа миллиметрового/субмиллиметрового диапазона ALMA Европейской южной обсерватории (ESO) группа астрономов неожиданно увидела в газе, окружающем старую звезду R Скульптора, спиральную структуру. Её присутствие указывает на вероятное существование ранее не замеченной звезды-компаньона, обращающейся по орбите вокруг R Скульптора. Астрономы также с удивлением обнаружили, что красный гигант выбрасывает в пространство гораздо больше материала, чем ожидалось.

«Мы уже видели прежде оболочки вокруг звёзд этого типа, но теперь мы впервые увидели наряду с такой оболочкой спираль из вещества, истекающего из звезды», – говорит Матиас Меркер (Matthias Maercker), ведущий автор статьи, в которой представлены результаты исследования.

Красные гиганты, каким является R Скульптора, выбрасывают в окружающее пространство большое количество вещества; благодаря этому они являются основными поставщиками пылевого и газового сырья, из которого формируются следующие поколения звёзд и планетных систем, где в конечном итоге может образоваться жизнь. Кроме того, на стадии красного гиганта звёзды периодически испытывают тепловые пульсации. Это кратковременная фаза взрывного горения гелия в оболочке вокруг звёздного ядра. Термический импульс приводит к выбросу гораздо большего количества вещества с поверхности звезды, в результате чего вокруг неё и образуется протяжённая газо-пылевая оболочка. После импульса скорость потери массы звездой снова снижается до нормального значения.

Термические импульсы происходят приблизительно один раз в 10-50 тысяч лет и длятся «всего» несколько столетий. Новые наблюдения R Скульптора показывают, что эта звезда испытала тепловой импульс примерно 1800 лет назад, и продолжался он около 200 лет. Звезда-компаньон придала звёздному ветру от R Скульптора спиральную форму.

«Мы воспользовались мощью ALMA, чтобы разглядеть мелкие детали, и теперь, исследовав механизм образования оболочки и спиральной структуры, мы гораздо лучше понимаем, что происходит со звездой до, во время и после теплового импульса», – говорит Меркер.

Как отмечают учёные, открытие тем более интересно, что было совершено уже на стадии предварительного тестирования ALMA.

«Во время наших наблюдений R Скульптора с решёткой ALMA ещё не была установлена даже половина её антенн. Дух захватывает, если представить, на что будет способна ALMA, когда в 2013 году все её элементы будут работать», – делится впечатлениями член исследовательской группы Ваутер Флеммингс (Wouter Vlemmings).

Астрономы также выполнили компьютерное моделирование эволюции двойной системы. По их словам, теоретическое описание результатов наблюдений представляет собой чрезвычайно трудную задачу, но модели указывают на то, что они на правильном пути.

«В недалёком будущем наблюдения звезд вроде R Скульптора с ALMA помогут нам понять, каким образом химические элементы, из которых мы сделаны, достигли таких мест, как Земля. Ещё такие наблюдения дают нам представление о том, как может выглядеть далёкое будущее нашей собственной звезды», – заключает Матиас Меркер.

астрономические наблюдения двойная звезда европейская южная обсерватория звёзды красный гигант