ESO составила каталог центра Млечного Пути

В новом реестре звёзд центральной части нашей Галактики – около 84 млн. наименований

Использовав изображение чёткостью в несколько миллиардов пикселей, полученное с помощью обзорного инфракрасного телескопа VISTA, специалисты Европейской южной обсерватории в Чили составили наиболее полный на сегодняшний день каталог звёзд центральной части Млечного Пути, в котором значится около 84 миллионов небесных тел. Это более чем вдесятеро превышает количество звёзд, зафиксированных более ранними подобными исследованиями.

«Наблюдая в деталях мириады звёзд, окружающих центр Млечного Пути, мы можем значительно больше узнать о формировании и эволюции не только нашей Галактики, но и спиральных галактик в целом», – говорит ведущий автор исследования «Переменные VISTA в программе Млечного Пути» (англ. VISTA Variables in the Via Lactea programme,  VVV) Роберто Сайто.

Большинство звёздных скоплений подобного типа имеют значительное количество старых звёзд вокруг своего центра, который астрономы называют «балдж» (шарообразное утолщение). Понимание процессов, происходящих в этом «балдже», исключительно важно для накопления знаний об эволюции галактики в целом. Однако наблюдение за ним – задача не из простых.

«Наблюдать центральную выпуклость Млечного Пути очень трудно, поскольку она скрыта за слоем пыли. Чтобы заглянуть в сердце галактики, мы должны использовать инфракрасное излучение – на него пыль влияет меньше», – поясняет участник исследовательской группы Данте Миннити.

Большое зеркало, широкий угол обзора и очень чувствительные инфракрасные приёмники делают телескоп VISTA лучшим инструментом для этой работы. Благодаря ему астрономам удалось создать панораму размером 54 тысячи на 40,5 тысяч пикселей – одно из самых больших когда-либо полученных астрономических изображений. По его данным потом были составлены диаграммы, характеризующие взаимосвязь между цветом звёзд и их величиной.

Одним из наиболее интересных результатов данного исследования стало выявление довольно большого количества неярких красных карликов. Эти звёзды – первые кандидаты на поиск экзопланет по методу «транзитов».

«Другая особенность обзора VVV – в том, что это одно из открытых исследований ESO VISTA. То есть мы даём свободный доступ ко всем его данным и, соответственно, ожидаем ещё множество интересных результатов, которые могут быть получены с помощью этого замечательного ресурса», – говорит Роберто Сайто.

eso астрономические наблюдения балдж каталог звёзд млечный путь образование спиральные галактики