«Жилая» зона одной из ближайших звёзд полностью занята планетами

В системе звезды Глизе-667C обнаружены три «суперземли», расположенные в зоне, где возможно наличие воды

Звезда Глизе-667C, расположенная на расстоянии около 22 световых лет от Земли в созвездии Скорпиона, объявлена астрономами первой звездой, в чьей планетной системе имеется полностью занятая планетами «обитаемая» зона. Объединение ранее полученных данных и свежих наблюдений Европейской южной обсерватории позволило обнаружить у этого небесного тела целых три экзопланеты, превышающих размерами Землю и находящихся на таком расстоянии от светила, при котором вода может существовать в жидком состоянии, а значит, там возможно зарождение жизни.

Более ранние исследования Глизе-667C показывали, что вокруг неё обращается три планеты, одна из которых находится в «зоне обитания». И вот теперь группа астрономов под руководством Гиллема Англада-Эскуде (Guillem Anglada-Escudé) из Геттингенского университета в Германии и Микко Туоми (Mikko Tuomi) из университета в Херфордшире (Великобритания) решила исследовать систему заново. К уже имеющимся наблюдательным данным учёные добавили новые наблюдения, выполненные с приёмником HARPS, данные, полученные на обсерватории Кека на Гавайях, с телескопом Magellan и со Сверхбольшим телескопом ESO (VLT). В результате были получены доказательства того, что у этой звезды есть целых семь планет.

Все они обращаются вокруг самой слабой из трёх звёзд, образующих тройную систему. Если бы можно было побывать на одной из этих планет, её два «добавочных» солнца выглядели бы как пара очень ярких звёзд – их было бы видно и днём, а ночью они давали бы столько же света, сколько мы получаем от полной Луны. С учётом вновь открытых планет «зона обитания» Глизе-667C оказывается заполненной до отказа – других устойчивых орбит, по которым могли бы обращаться ещё какие-нибудь планеты, внутри неё существовать не может.

«Если у каждой маломассивной звезды можно рассчитывать найти несколько потенциально обитаемых планет, то общее число таких планет в нашей Галактике оказывается гораздо больше, чем предполагалось. То есть, если раньше, чтобы найти одну потенциально обитаемую планету, мы исследовали десяток звёзд, то теперь мы знаем, что можно найти сразу несколько таких планет у одной звезды», – говорит участник наблюдений Рори Барнс (Rory Barnes) из Вашингтонского университета.

внеземная жизнь европейская южная обсерватория рекорды экзопланеты