50 лет «открытия Америки» астрономами единой Европы

Европейская южная обсерватория празднует пятидесятилетие сотрудничества с Чили

Сегодня исполняется 50 лет со дня «открытия Америки» для астрономов единой Европы. 6 ноября 1963 года было подписано первоначальное соглашение (Convenio) между Европейской Южной обсерваторией (ESO) и правительством Чили, по которому ESO была предоставлена возможность установить свои телескопы под исключительно ясным чилийским небом.

«Сотрудничество с Чили оказалось прочным и долговременным. ESO сыграла роль научного и культурного моста между Чили и Европой; соглашение открыло путь в будущее и принесло огромную пользу Чили, странам-участницам ESO, и, конечно, науке и технике в целом», – заявил по случаю юбилея генеральный директор ESO Тим де Зеу (Tim de Zeeuw).

Первый европейский телескоп с диаметром зеркала 1 метр был установлен в 1966 в обсерватории Ла-Силья и торжественно открыт президентом Чили 25 марта 1969 года. Здесь, на «переднем крае» астрономических наблюдений, было реализовано немало технологических достижений в области создания приборов для этой науки. 5 марта 1999 года открылась обсерватория Паранал, ставшая местом установки Сверхбольшого телескопа – самого совершенного в видимом и инфракрасном диапазоне. Здесь же появились два крупнейших в мире широкоугольных телескопа – VISTA и VST.

Совсем недавно в партнёрстве с учёными и промышленностью Северной Америки и Восточной Азии и в сотрудничестве с Чили ESO осуществила величайший астрономический проект – строительство антенной решётки миллиметрового и субмиллиметрового диапазона ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array). Она установлена на плато Чахнантор и состоит из 66 антенн, работа которых синхронизируется суперкомпьютером. Церемония её открытия была проведена президентом Чили Себастьяном Пиньерой (Sebastián Piñera) 13 марта 2013 года.

Как государство, предоставляющее свою территорию в распоряжение ESO, Чили имеет преимущество в получении наблюдательного времени на телескопах обсерватории, что обеспечивает чилийским астрономам возможность работать на наиболее передовых астрономических инструментах в мире.

«ESO сыграла огромную роль в образовании новых поколений учёных в Чили и в Европе. Это помогает нам создавать тесные связи между нашими обществами. Примерами этому служат различные комитеты по сотрудничеству, учреждённые двумя сторонами не только в области науки, но и в сферах культуры и образования», – говорит Фернандо Комерон (Fernando Comerón), официальный представитель ESO в Чили.

В будущем ESO и Чили будут укреплять партнёрские отношения. Неделю назад Себастьян Пиньера вручил руководству обсерватории официальный документ, в соответствии с которым ей передаётся в пользование участок земли вокруг горы Серро Армазонес. На этой земле построят новый Европейский Сверхкрупный Телескоп (European Extremely Large Telescope, E-ELT) – «величайшее око человечества, обращённое в небо».

европейская южная обсерватория международное сотрудничество чили юбилей