В чёрной дыре обнаружили «ветер»

Оказывается, что чёрная дыра не только засасывает, но и отбрасывает от себя определённый объём вещества

В чёрной дыре дует ветер, несущий потоки пыли прочь от её полюсов. Такое сенсационное открытие совершили астрономы Европейской южной обсерватории, проводя наблюдения на части своего Сверхбольшого телескопа – интерферометре VLTI. Самый детальный за всю историю анализ скоплений пыли вокруг чёрной дыры поможет лучше понять природу активных ядер галактик (AGN), являющихся наиболее мощными источниками энергии во Вселенной.

За последние двадцать лет астрономы установили, что в центрах почти всех галактик находятся гигантские черные дыры. Некоторые из них растут, поглощая окружающее их вещество, в результате чего и образуются AGN. Центральные части этих колоссальных космических источников энергии окружены тороидальными полостями-«бубликами», состоящими из пыли. Ранее считалось, что эти «бублики» возникают за счёт того, что всё вещество стремится к центру дыры, подобно тому, как вокруг стока раковины образуется водоворот, и основная часть инфракрасного излучения, приходящего из AGN, генерируется именно здесь.

Однако новые наблюдения близлежащей активной галактики NGC 3783 принесли выполнявшей их группе исследователей неожиданный результат. Хотя они и подтвердили, что горячая – с температурой от 700 до 1000 градусов Цельсия – пыль действительно образует тороидальный «бублик», огромные массы более холодной пыли были выявлены в полярных областях чёрной дыры.

«Нам впервые удалось объединить детальные инфракрасные наблюдения имеющей комнатную температуру (то есть, холодной) пыли вокруг AGN со столь же детальными наблюдениями очень горячей пыли. И вообще, мы получили самый большой [на сегодняшний день] объём инфракрасных интерферометрических данных по AGN», – говорит ведущий автор статьи, описывающей результаты исследования, Себастьян Хёниг (Sebastian Hönig) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

Вновь обнаруженная пыль образует как бы холодный «ветер», «дующий» от полюсов чёрной дыры. Этот ветер должен играть заметную роль в сложных взаимосвязях между дырой и ее окружением. Получается, что ненасытная чёрная дыра поглощает окружающее её вещество, а мощное излучение, которое она при этом испускает, одновременно отбрасывает вещество прочь от её полюсов. Этот эффект теперь придётся принимать во внимание в любой модели распределения пыли вокруг сверхмассивной чёрной дыры, в описании процессов роста и эволюции подобных объектов.

галактики европейская южная обсерватория курьёзы черная дыра