В раннем средневековье всё-таки фиксировали взрывы звёзд?

Сверхновая звезда «красного распятия» могла стать причиной резкого повышения содержания углерода-14 в деревьях в восьмом веке

Внушающее суеверный страх «красное распятие», которое наблюдали в вечернем небе над Британией в 774 году, возможно, являлось взрывом прежде неопознанной сверхновой звезды. Он же, вероятно, объясняет и таинственный взлёт уровня углерода-14 в годичных кольцах японских кедровых деревьев того года. Предположение об этой взаимосвязи высказал американский студент-биохимик Джонатон Аллен (Jonathon Allen). Возможно, этот скачок в содержании углерода-14 был вызван всплеском высокоэнергетической радиации, поразившей верхние слои атмосферы и увеличившей скорость, с которой формировался углерод-14.

Существует, однако, одна проблема: единственной известной причиной возникновения подобной радиации являются взрывы сверхновых звёзд или гигантские солнечные вспышки, а исследователям не было известно о подобных явлениях в 774 или 775 году, на которые указывали годичные кольца. Заинтригованный Аллен обратился к интернету. Весьма пригодился и его давний интерес к истории. «Я знал, что о столь давних временах существует очень ограниченное количество исторических записей, — заявил он. — Единственное, что я когда-либо слышал или видел, — это религиозные тексты и хроники, в которых упоминались короли и королевы, войны и тому подобное».

Благодаря поиску, он вышел на Avalon Project, онлайн-библиотеку исторических и юридических документов, хранящихся в Йельском университете, среди которых отыскал и текст англо-саксонской хроники восьмого века. Прокрутив страницу вниз до 774 года, Аллен наткнулся на упоминание о явившемся после заката в небесах «красном распятии».

«Это заставило меня подумать о некоем звёздном явлении», — говорит Аллен. Более того, он замечает, что краснота может свидетельствовать о том, что источник был скрыт за пылевым облаком, достаточно плотным, чтобы рассеять всё, кроме небольшого количества красного света. Такое облако могло помешать увидеть остатки предполагаемой сверхновой звезды и современным астрономам. Геза Дюк (Geza Gyuk), воспользовавшийся той же хроникой, чтобы изучить астрономические явления прошлого, говорит, что, возможно, Аллен и впрямь на верном пути. «Из формулировки следует, что объект был замечен в западной части неба вскоре после заката, — говорит он. — Это означает, что он двигался за солнцем [там, где его не было видно] в то время как Земля вращалась вокруг Солнца. Данное предположение, в сочетании с пылевой туманностью «новой звезды», в значительной степени объяснило бы, почему больше никто не видел и не зафиксировал это явление». Однако, по словам Дюка, в исторических записях «просто не хватает» массы ныне известных астрономам сверхновых звёзд. «Небо огромно, а исторические записи неточны».

Источник: Ричард Лаветт (Richard A. Lovett), Nature.com