Одноклеточные эукариоты помнят о неразделенной любви

Память у животных является функцией нервной системы. А могут ли что-либо помнить организмы, не обладающие нервными клетками, например одноклеточные эукариоты дрожжи? Оказывается, да, причем механизм запоминания имеет по крайней мере поверхностное сходство

Как известно, клетки дрожжей могут существовать в двух видах: гаплоидном и диплоидном (то есть с единичным или с двойным набором генов). Гаплоидные клетки имеют один из двух типов спаривания: а или α. Они секретируют феромоны, называемые a- или α-фактор, посредством которых они узнают о присутствии поблизости партнера противоположного «пола».

Феромон связывается с рецептором и через киназный каскад запускает программу подготовки к спариванию. Клеточный цикл блокируется в фазе G1, а клеточная стенка начинает выпячиваться в направлении партнера. Успешное спаривание приводит к слиянию партнеров и образованию диплоидной клетки.

Авторы исследования заметили, что если феромон присутствует, а контакт клетки с партнером не происходит в течение нескольких часов, то клетка «разочаровывается», прекращает попытку спариться и в дальнейшем уже никогда не участвует в «любовных играх», игнорируя присутствие феромона.

Другими словами, она запоминает неудачу. Теперь она размножается только вегетативным путем — отпочковывая от себя дочерние гаплоидные клетки. Но знание о коварстве любви не передается дочерним клеткам. Они рождаются наивными и чутко реагируют на присутствие феромона