Верблюды-клоны обеспечат арабов лекарствами

Учёные из ОАЭ собираются вывести генно-модифицированных верблюдов, чтобы использовать их молоко для нужд фармацевтической…

Учёные из Дубая намерены использовать молоко генно-модифицированных верблюдов, чтобы обеспечить жителей всего арабского региона жизненно необходимыми лекарствами по доступной цене, сообщает научно-популярный портал SciDev.

Верблюды производят меньше молока, чем коровы, и поэтому даже в странах Ближнего Востока и Северной Африки стоимость обоих его видов примерно одинакова. Однако крупный рогатый скот гораздо труднее разводить в пустынной местности, что и натолкнуло арабских специалистов на идею добавить белки, которые можно использовать для создания лекарств (например, инсулин или протромбин для лечения гемофилии) именно в верблюжье молоко.

«Мы работаем над созданием клеток, обогащённых экзогенными (не верблюжьими) ДНК, для дальнейшего выращивания клонированных животных», – пояснил руководитель лаборатории репродуктивной биологии Дубайского центра верблюдоводства Нисар Вани.

При этом, по его словам, сроки появления на свет первого трансгенного верблюда назвать пока сложно, поскольку вероятность доведения клонированных эмбрионов до появления на свет не превышает пяти процентов, а при генетических изменениях она ещё ниже.

«Раньше почти не было литературы по «сопровождению» репродуктивных процессов у верблюдов, так что нам шаг за шагом пришлось осваивать все базовые технологии и стандартизировать их. Наконец в 2009 году на свет появился первый клонированный верблюжонок Инджаз, а за ним и многие другие», – рассказал Вани.

Как прокомментировал инициативу своих арабских коллег руководитель лаборатории клеточной и молекулярной иммунологии Свободного университета в Брюсселе Серж Мюйлдерманс (Serge Muyldermans), пока они лишь повторяют то, что делалось ранее с коровами и козами. Однако «появление трансгенного животного выведет Эмираты на высший уровень в мировых исследованиях», считает он.