Раскрыта тайна слоновьих инфразвуков

Очень низкие звуки, при помощи которых слоны общаются между собой на больших расстояниях, производятся их голосовым аппаратом в…

Международная группа биологов под руководством Кристиана Хербста (Christian Herbst) и Ангелы Штоэгер (Angela Stoeger) из Венского университета выявила механизм возникновения инфразвуков, при помощи которых общаются между собой слоны. Об этом говорится в сообщении на сайте вуза.

Инфразвуком называют звуковые колебания с частотой ниже 15-20 герц (нижняя граница человеческой слышимости). То, что у хоботных есть такой «закрытый» канал связи и он играет важную роль в их взаимоотношениях, известно учёным уже довольно много лет. Однако долгое время оставалось непонятным, как именно слоны способны производить эти звуки.

На этот счёт есть две основных гипотезы. Согласно первой, животные особым образом сокращают мышцы своей гортани – так возникает мурлыканье у кошек. Этим способом действительно можно издать звук сколь угодно низкой частоты, но он не будет особенно мощным, – а ведь слоны слышат друг друга на расстоянии нескольких километров. Второе предположение основано на том, что и человек может генерировать очень низкие звуки, похожие на мычание, просто пропуская через голосовые связки воздух из лёгких. Никакой периодической мышечной активности тут не требуется. В этом, например, заключается секрет «грудного», «цыганского» голоса или известной мантры «ом-м».

Для проверки обеих гипотез исследователи нашли умершего по естественным причинам слона и извлекли его гортань. В лаборатории через неё пропускали регулируемую струю тёплого, влажного воздуха (как в лёгких), одновременно вручную устанавливая голосовые связки в «звучащее» положение. Никакого сокращения мышц в иссечённом органе, при отсутствии связи с мозгом, не наблюдалось, однако учёным удалось получить колебания, по всем параметрам соответствующие инфразвуку. Биологи пришли к выводу, что их порождает не «мурлыкающий», а обыкновенный голосовой механизм, однако за счёт того, что ширина гортани и длина связок у слонов гораздо больше, чем у многих других животных, они могут оперировать этими звуками в более широком диапазоне.