У морских слонов повышенная доза угарного газа в крови

В крови морских слонов обнаружили на редкость высокий уровень монооксида углерода – предположительно, с его помощью они защищают себя от последствий гипоксии, неизбежной при длительном пребывании под водой.

Майкл Тифт (Michael Tift) из Калифорнийского университета в Сан-Диего с помощью коллег измерил уровень CO в крови северных морских слонов – и оказалось, что у этих животных 10% гемоглобина находятся в комплексе с монооксидом углерода. Если вдруг человеку захочется сравняться с морским слоном и связать 10% своего гемоглобина с СО, ему придётся выкуривать по 40 сигарет в день.

Как сообщает LiveScience со слов самого Майкла Тифта, морские слоны располагают самым большим объёмом крови среди млекопитающих (разумеется, этот объём мы соотносим с размером тела животного), так что исследователи не сильно удивились, обнаружив у них в крови и сравнительно большую концентрацию СО. У морских слонов повышенная доза угарного газа в крови есть у всех особей, независимо от пола и возраста. Спрашивается, для чего?

В статье в Journal of Experimental Biology исследователи высказывают предположение, что СО нужен животным для защиты клеток от повреждений, связанных с перепадом уровня кислорода в крови. Морские слоны ныряют на глубину более 1 500 метров, времени это занимает много, и у них есть целая система, позволяющая правильно распорядиться запасом кислорода во время погружения. Ныряя, животные отключают кровообращение в некоторых органах и тканях, чтобы они не тратили зря ценный кислород – можно сказать, что эти органы и ткани переводятся на урезанный кислородный паёк. Но потом, когда морской слон всплывает, кровоток везде восстанавливается, и возникает риск так называемого реперфузионного синдрома.

Это явление давно знают физиологи и врачи: если ткань некоторое время испытывает кислородный голод, а потом подача кислорода восстанавливается, то в её клетках случаются многочисленные повреждения, подчас весьма серьёзные. То есть от гипоксии ткань страдает, но последующий избыток кислорода заставляет её страдать ещё сильнее. (Причину этого видят в том, что внезапный избыток кислорода запускает вредные окислительные реакции, с которыми клетки не успевают справиться.) По мнению авторов исследования, монооксид углерода как раз и помогает морским слонам избежать эффекта реперфузии, когда после кислородного голодания в ткани и органы снова приходит кровь, богатая кислородом.

На самом деле, в небольших дозах монооксид углерода препятствует воспалению и защищает клетки от гибели; более того, трансплантологи рассчитывают с его помощью защищать пересаживаемые органы от повреждений. Так что исследования, посвящённые феномену СО у морских слонов, могут иметь самое что ни на есть практическое медицинское значение.

Морские слоны далеко не первый раз помогают учёным понять, какие защитные физиологические механизмы могут работать у животных, которым приходится подолгу находиться под водой.

Источник: www.livescience.com, www.nkj.ru