0 комментариев 498

Елена Парфёнова о круциальной проблеме клеточной терапии

Всеволод Ткачук на первом заседании президиума РАН рассказал про возможности РНК в современной медицине

13 января состоялось первое в 2021 году Заседание президиума РАН. Одна из основных тем, которая обсуждается на заседании - «Регенеративная биомедицина: фундаментальные и прикладные аспекты», с этой темой выступил академик Всеволод Арсеньевич Ткачук, после чего его дополнили содокладчики.

Кардиолог, профессор Елена Викторовна Парфёнова обратила внимание участников заседания президиума РАН на важную тему – выживаемость клеток после  трансплантации. «Это является абсолютно круциальной проблемой для клеточной терапии, так как определяет её эффективность. <...>. Независимо от способа трансплантации клеток, введения интрамиокардиально или в коронарные сосуды, количество введённых клеток уже через день падает в несколько раз, а через неделю остаются лишь единичные проценты. Между тем, эффектность клеточной терапии инфаркта напрямую зависит от того, какое количество жизнеспособных клеток задерживается в миокарде».

Как рассказала докладчица, они работают над этой темой на протяжении многих лет, использовали различные способы: культивирование клеток в условиях гипоксии, генетическую модификацию клеток, трансплантацию их в виде стероидов, однако в докладе подробнее она остановилась на рассказе о трансплантации клеток, которая частично воспроизводит взаимоотношения клеток в клеточной нише. Для этого они транспортировали клетки в виде клеточных пластов, которые получали на специальных термочувствительных плашках, которые позволяют откреплять весь пласт клеток без обработки протеолитических ферментов.

"Трансплантация таких клеток на область инфаркта у крыс и область экспериментального инфаркта показала, что эти пласты клеток прекрасно  интегрируются в ткань сердца. Клетки даже через две недели пролиферируют и мигрируют в  толщу миокарда, а сам пласт оказывается хорошо васкуляризирован".

Из презентации Елены Парфёновой