Принцип «невидимки» обновит электронику

Группа специалистов Массачусетского технологического института разработала уникальную технологию прохождения электронов сквозь…

Группа иностранных сотрудников Массачусетского технологического института (двое учёных персидского происхождения и двое – китайского) разработала уникальную технологию, распространяющую действие принципа «невидимки» на электронные приборы, сообщает иранское информационное агентство Fars.

Принцип «невидимки» для света и других электромагнитных волн означает, что их можно заставить обогнуть какой-либо объект вместо того, чтобы отражаться от него, и тогда глаз или специальные приборы этого предмета не зафиксируют. Согласно постулатам о корпускулярно-волновом дуализме, электрон – та же волна, и его движение может быть описано волновыми уравнениями. Это и вдохновило Ган Ченя, Кейвана Эсфарджани, Мону Зебарджади и Болиня Ляо на попытку применить данный принцип в микроэлектронике.

Они разработали особый вид наночастиц с ядром из одного материала и оболочкой из другого, способных поворачивать траекторию проходящих через них электронов так, что те возвращаются на свою прежнюю траекторию без угла отражения или преломления. Первоначально учёные хотели усовершенствовать термоэлектрические приборы, в которых разница температур рождает электрический ток. Для этого необходимо, чтобы у материала была высокая электропроводность и низкая теплопроводность, что в природе встречается довольно редко. Однако компьютерные модели, сделанные группой молодых специалистов из Бостона, показывают, что их подход весьма эффективен в смысле повышения проводимости электронов на разных энергетических уровнях.

Он также открывает широкие перспективы для проектирования целого семейства электронных выключателей и запирающих устройств из одного блока материала, который можно делать то «прозрачным», то «непрозрачным» для электронного потока.

«Мы ещё не уверены в том, насколько далеко это зайдёт, но видим определённый потенциал», – говорит профессор Ган Чень.

По словам учёных, их первоначальные симуляции предусматривают использование «нормальных» полупроводников, но при создании прототипов они будут исследовать и другие материалы, такие как графен.

массачусетский технологический институт нанотехнологии наночастицы принцип невидимки проводимость электроника электроны