17-18 декабря 2015 года в Федеральном исследовательском центре ИПФ РАН состоялось ежегодное отчетное совещание по обновленной программе Президиума РАН «Экстремальное лазерное излучение: физика и фундаментальные приложения».

Программа содержит 28 научных проектов по следующим направлениям:

• Разработка многокаскадных компактных лазерных ускорителей электронов, ионов и протонов, их приложения для лучевой диагностики и медицины.
  • Получение и исследования экстремальных состояний вещества, возникающих под действием ультрарелятивистских лазерных полей, излучение явлений квантовой электродинамики.
  • Создание источников когерентного и некогерентного рентгеновского излучения аттосекундной и субаттосекундной длительности.
  • Новые материалы и технологии для источников экстремального лазерного излучения.
  • Поддержка участия институтов РАН в подготовительной стадии мегапроекта ЦИЭС по созданию субэкзаваттного лазера.

Координаторы Программы: академик Багаев Сергей Николаевич, директор Института лазерной физики Сибирского отделения РАН и академик Литвак Александр Григорьевич, научный руководитель Федерального исследовательского центра ИПФ РАН.

В реализации программы приняли участие:

Объединенный институт высоких температур (ОИВТ) РАН (Москва), Институт лазерной физики (ИЛФ) СО РАН (Новосибирск), Физический институт им. П.Н. Лебедева (ФИАН) РАН (Москва), Институт спектроскопии (ИСАН) РАН (Троицк), Институт сильноточной электроники ИСЭ СО РАН (Томск), Институт общей физики им. А.М. Прохорова (ИОФ) РАН (Москва), Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики ФИЦ ИПФ) РАН (Нижний Новгород), Институт физики микроструктур (ИФМ) РАН (Нижний Новгород), Научный центр волоконной оптики (НЦВО) РАН (Москва).

Программы фундаментальных исследований в области физики экстремальных световых полей проводятся Президиумом РАН с 2002 года. В зависимости от полученных достижений и требований времени они обновляются, появляются новые разделы, направления. Так, если первые программы были направлены на создание источников высокоинтенсивного излучения и большой мощности, то по мере освоения этого направления акценты были сделаны на приложения  в сверхсильных оптических полях. Неизменной остается только одна традиция «физиков-экстремальщиков» - ежегодные встречи на отчетных совещаниях, проводимых, как правило, в ИПФ РАН. Здесь участники не только докладывают о полученных результатах, (как правило, это мировые достижения), но и обмениваются мнениями, делятся опытом, получают много новой информации. Так было и в этом году.