В последние годы исследования в области виртуальной реальности сильно прогрессировали, что сразу наполнило рынок множеством новых необычных технологий и гаджетов. Опрошенные изданием MIT Technology Review эксперты прогнозируют массу новых устройств в 2016 году для просмотра и даже «участия» в альтернативной 3D-реальности. Свои новинки в этой сфере представят более 40 компаний на выставке «Рынок игр и виртуальной реальности» (Gaming and Virtual Reality Marketplace) в Лас-Вегасе в начале января, организованной Ассоциацией потребителей электроники.

Будущей весной и осенью на рынок попадут несколько гарнитур виртуальной реальности. Это очки и шлемы для просмотра и участия в играх. Одна из гарнитур разработана компанией Oculus, принадлежащей Facebook. Портал Научная Россия не раз рассказывал о разработках этой фирмы. (См. к примеру «Facebook презентовал видео с 360-градусным обзором».) Гарнитура Rift — первый массовый продукт этой компании — выйдет на рынок в первом квартале 2016 года. Еще одну гарнитуру (шлем), которая называется Vive, готовит крупнейший производитель смартфонов HTC. Гаджет от Sony под названием PlayStation VR будет выпущен в первой половине будущего года. Цена этих гарнитур еще не известна, и возможно, покупательский спрос окажет влияние на стоимость компьютеров, с которыми гарнитуры должны работать. К примеру, гарнитура Sony предназначена для работы с PlayStation 4. Пока только для Rift известна примерная стоимость компьютера, она будет начинаться с $949.

В свою очередь, к гарнитурам нужны игры и другие развлечения, поэтому разработчикам софта есть чем заняться. Веселую игру под названием Job Simulator для гарнитур Rift, Vive и PlayStation VR сделала компания Owlchemy Labs. Игра посвящена будущему, где роботы делают всю работу. Игрокам предлагается самим попробовать разные должности, например, офисного работника или босса.

Фирма Ubisoft Entertainment, разработавшая видеоигру Assassin’s Creed и многие другие, ожидает релиза игры Eagle Flight с эффектом виртуальной реальности в 2016 году. Игра даст возможность летать вокруг Парижа и смотреть на него глазами орла.

Для гаджетов модернизируются и уже существующие игры. Например, популярная игра Minecraft, где мир строится из кирпичиков, выйдет для гарнитуры Rift уже весной. Игра уже подходит для гарнитуры Gear VR от Samsung, продающейся на рынке за $100. Для работы этой гарнитуры требуется смартфон Samsung.

Виртуальная реальность открывает много возможностей для кино, и некоторые компании производят специальные видеокамеры. Так в первом квартале Nokia начнет продажи Ozo — 4-килограммовой почти сферической камеры, если не считать длинного отдела вверху, где расположены специально собранная батарея и записывающий картридж. Камера будет стоить более 60000 долларов. Компания Lytro, чья камера, позволяющая менять фокус уже снятого изображения, не имела успеха, создает профессиональную сферическую камеру под названием Immerge. (См. подробнее нашу новость о ней «Камера снимает 3D-фильмы, в которых можно гулять».) Устройство будет размером с пляжный мяч и стоить в пределах сотен тысяч долларов.

В конце этого года на рынке появится развлекательный центр виртуальной реальности от стартапа Void из Pleasant Grove (штат Юта, США). В центре посетителям будут выдавать гарнитуру и другие гаджеты, и отправлять бродить в группах по 6-8 человек по большому лабиринту, наполненному физическими эффектами. Центр Void уже действует в демо-режиме в городе Линдон (штат Юта). Там посетители за 10 долларов погружаются в виртуальную реальность на 6-7 минут. Аттракцион выйдет на рабочий режим в августе или сентябре, тогда цена 20-минутного сеанса поднимется до 34 долларов.

Технологию осваивают и традиционные парки развлечений. В 2016 году парк Wonderland в канадской провинции Онтарио закупит гарнитуру виртуальной реальности, чтобы предлагать своим посетителям испытать новые ощущения на американских горках.

Идей на рынке гуляет уже множество, но пока технологические и еще больше финансовые ограничения не дают воплотиться в реальность полету фантазии. Мне, например, особенно нравится идея виртуальных 3D-путешествий — когда «турист» путешествует по другой местности, только тело его остается дома, подключенное к аппарату виртуальной реальности. Этот аппарат получает информацию от своего собрата, который действительно находится там, куда этот виртуальный турист собрался виртуально переместиться — и который в реальном времени передает то что видит и слышит. В результате можно физически никуда не перемещаться, но получить массу впечатлений от «путешествия» в далекие края.

Несмотря на единичные гарнитуры виртуальной реальности, доступные на массовом рынке, Ассоциация потребителей электроники прогнозирует, что в 2016 году продажи этих устройств достигнут на 1,2 млн долларов.