Материалы портала «Научная Россия»

Эксперимент в сфере образования продлил жизнь шведам

Эксперимент в сфере образования продлил жизнь шведам
Дети, которые в ходе послевоенного эксперимента в Швеции учились на год дольше, извлекли пользу для здоровья

После окончания Второй мировой войны шведское правительство провело масштабный социальный эксперимент, целью которого было определить необходимость проведения реформы образования. Изучение данных людей, принявших участие в исследовании, показало, что те, кому посчастливилось испытать на себе реформированную систему, прожили дольше своих современников.

В поисках способов восстановления экономической мощи после войны правительства стран Северной Европы реформировали свои системы образования. «Под влиянием Соединённых Штатов сложилась международная тенденция к всестороннему школьному образованию», — заявляет один из авторов исследования Антон Лагер (Anton Lager).

Правительство Швеции приняло решение о проведении контролируемого исследования новой школьной системы, и с 1949 по 1962 год все 1,2 миллиона детей в шведской государственной системе образования должны были выбрать один из двух вариантов. В части школьных округов по всей стране для детей стало обязательным посещение общеобразовательной школы в течение 9 лет. Остальная часть Швеции составила контрольную группу, в которой дети придерживались существующей системы: обязательного восьмилетнего школьного образования, при котором самые академически одарённые дети учились в школе в течение 10 лет.

Целью исследования было определить, улучшились ли общие образовательные стандарты и замедлится ли прогресс академически способных учеников. Однако были выявлены настолько значительные образовательные преимущества, что в 1962 году новая система была введена для всех детей.

Для испытания долгосрочной пользы системы для здоровья Лагер и его соавтор, социолог Дженни Торссандер (Jenny Torssander), сопоставили данные переписи населения в 1960 году с данными о регистрации смертей в период между 1961 и 2007 годами. Они установили, что дети, получившие образование в реформированной системе, были реже подвержены риску умереть в возрасте от 40 до 70 лет, в частности, от рака, ишемической болезни сердца и в результате несчастного случая.

По словам Лагера, крупномасштабное вмешательство шведского правительства — уникальное для социологии явление. Другие страны склонялись к внедрению образовательной реформы одновременно по всей стране, поэтому последствия можно сравнивать лишь на примере разных возрастных когорт с различным уровнем жизни и с учётом других существенных факторов, и в этом случае достаточно нелегко определить, явилось ли причиной этих изменений именно образование. Однако в Швеции эксперимент был чётко разработан именно для изучения влияния реформы, и Лагер считает, что нет оснований приписывать изменения другим факторам. Шведское исследование также показало, что образование играет далеко не последнюю роль и в состоянии здоровья учеников.

Источник: Элис Лайтон (Alice Lighton), Nature.com

Назад

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий